О прошлом, настоящем и будущем Полинезии беседуем с коренным жителем островов Тихого океана. Многие маркизцы носят второе имя — европейское. Второе имя Тейкитевааманихии Хуукена — Роберт, но все зовут его Тейки. Он родился в семье скульпторов и художников. Дед с детства учил его рисовать на теле и привил гордость и уважение к маркизскому искусству. В 18 лет Тейки отправился во французскую армию и прослужил в ней 19 лет, был в Афганистане, Боснии. Старшая дочь Тейки живет в Париже со своей матерью, а он со второй женой Дэльфин и 12-летним сыном вернулся на Нуку-Хива.
Европейцы думают, что в Полинезии один язык, одинаковые традиции и искусство. Но Полинезия в 12 раз больше всей Европы, от Испании (на самом деле самая западная точка Европы — в Португалии. — Прим. ред.) до Урала. Между архипелагами сотни миль, в прежние времена сообщение было лишь раз в несколько лет. Можем ли мы быть одинаковыми?
Мое любимое место на Нуку-Хива — здесь, в долине Таиохае, где я родился и вырос. Все годы, проведенные вдали от дома, я знал, что вернусь. Сохранять и продолжать традиции маркизского искусства нужно на его родине.
Тики — это древние боги. Они привели наш народ на Маркизские острова из Тонги, а туда — из Азии. Тела людей, пришедших на Маркизы, уже были покрыты татуировками. Предки называли Маркизские острова Землей людей.
Раньше в каждой долине жило свое племя. И если ты приходил на территорию чужого племени, тебя убивали. Сегодня на острове всего три деревни. По оценкам капитана Кука, в конце XVIII века на островах было до 100 000 жителей. Сейчас — около 9000.
Европейские миссионеры принесли нам не только болезни, от которых полинезийцы не имели иммунитета(читайте материал «Моей Планеты» «Ошибки колонизаторов»), но и новую религию и единого бога Иисуса. Это объединило людей разных кланов, и они перестали воевать между собой.
Были ли наши предки каннибалами? Существует даже версия, что нет. Но я думаю, все-таки да. Человеческое мясо употребляли в ритуальных целях. Но если случался голод, то врагов ели, чтобы выжить.
До христианства люди верили в тики. Потом тики долго были под запретом. Еще мои деды и родители не говорили с нами об этом, эта тема была табу. Сейчас изображения тики стоят на улицах, их статуэтки держат в домах и продают как сувениры.
Мы больше не верим в тики. Мы верим в Христа. Потому что вера в тики подразумевает человеческие жертвы. Тики может попросить вас отдать ему вашего ребенка. Никто не хочет этого.
Чего только не говорят о Маркизских островах и каннибализме. Говорят, что несколько лет назад на Нуку-Хива съели немецкого яхтсмена. Это вымысел. То было обычное убийство. Преступник хотел замести следы и сжег тело. А в интернете написали про акт каннибализма.
Слово «тату» происходит от таитянского tatau. Это слово на Запад привез Джеймс Кук, но он записал его в бортовом журнале так: tattow. Позже во Франции стали говорить татуаж. Маркизская татуировка называется патутики, а не тату. Рисовать патутики меня учил дед.
Когда культ тики оказался под запретом, традиционное искусство скульптуры из камня, дерева, резьба, роспись тела и рисунки на тапа (полинезийская ткань из древесной коры) стали терять духовное наполнение. На рубеже XIX–XX веков толкование многих мотивов было утрачено. Чтобы искусство патутики исчезло навсегда, достаточно одного-двух поколений: рисунки уходят в землю вместе с телом, на котором они начертаны.
Я инициировал создание Ассоциации мастеров тату. Мы предложили ЮНЕСКО взять патутики под свою защиту как объект Всемирного культурного наследия. Мы проводим фестивали, снимаем красивый фильм об искусстве тату. Он выйдет только в 2020 году, сначала на Маркизских островах.
У меня свой тату-салон. В нем самое современное оборудование, тонкие иглы, тихая машинка. Предыдущие версии страшно жужжат. Ко мне за тату приходят не только местные, но и много европейских путешественников.
Это магия Маркизских островов. Люди, никогда не желавшие тату, вдруг хотят его сделать. Больше всего заказывают знаки удачи, любви в семье, храбрости и поддержки предков.
У всех наших предков были татуировки. Девочке наносили первые знаки после достижения половой зрелости, а мальчику — по достижении 15 лет. Будущему вождю первым делом татуировали ноги, лицо оставалось чистым. А простые воины сначала татуировали именно лицо.
Угадайте, благодаря кому мы знаем, как выглядели маркизцы до прихода европейцев? Благодаря русским мореплавателям. Первое русское кругосветное плавание Крузенштерна в 1804 году было самой первой научной экспедицией на Маркизы. Участники экспедиции Тилезиус и Лангсдорф оставили точные рисунки татуированных маркизских воинов. Вот эта картинка до сих пор украшает многие дома. Она же на первой странице моей книги. (Спустя 200 лет путешествие Крузенштерна повторил путешественник Леонид Круглов, «Моя Планета» писала об этом.)
Дело моей жизни — сохранить уникальное маркизское искусство патутики. Я много лет изучал традиции, собирал знаки и мотивы. В 2013 году я составил словарь полинезийского тату. Это история и каталог маркизских мотивов в двух томах.
Все тату индивидуальны. Каждый знак имеет свое назначение. Например, тату воинов рисуется на коленях и немного похоже на щит. Символы имеют общие корни, можно найти параллели даже с обережными знаками викингов.
Мы изображаем древние символы и богов тики не в религиозных целях. Просто это наше традиционное искусство. Наши пращуры называли себя «людьми тики». Изображения древних богов и их символика — это наши корни, наша сила и память предков. Люди тики — это мы.
Источник: https://www.moya-planeta.ru/