Вспоминая Телецкое озеро: впечатления от самостоятельного путешествия

0
1464
views

В мае я свозил Евку в Европу (об этом еще поговорим, надеюсь), и, хоть всё и прошло хорошо, понял, что неплохо бы еще на несколько дней самому забуриться в глушь. Решение пришло довольно быстро: в ночь музеев мой дядя в Барнауле давал сольный концерт, и посетить его было отличной идеей. А раз Барнаул, то, значит, до того – Алтай.  -Настя, по Чуйскому тракту или Телецкое озеро? – спросил я у своей любимой сестры, также проживающей в Барнауле. -Телецкое, конечно! – бодро ответила Настя.

Более того, сестра решила, что доступное по дороге село Артыбаш – это неспортивно; и озадачилась идеей заслать меня в глухое село Яйлю, посреди заповедника, без дорог и цивилизации. Сложность была в том, что где нет цивилизации, там практически нет и сотовой связи; поэтому договориться о моём прибытии ни с кем не удалось. В итоге Настя нашла какую-то туристическую девушку в Артыбаше, которая пообещала обеспечить меня моторкой, а там видно будет.

В итоге в Яйлю я попал; и вся эта поездка оказалась настолько любопытной, что стоит написать довольно подробный отчёт с фотографиями; что я по мере сил и сделаю ниже.

Еще одной интересной составляющей этой истории стала возможность прилететь в Горно-Алтайск. Аэропорт там много лет не работал, и вот тут в рамках одной из федеральных программ его открыли – теперь почти каждый день S7 летает в Москву, а “Томск-Авиа” три раза в неделю в Новосибирск и Томск. Цены, конечно, из Москвы приличные – но сейчас во все те регионы такие, хрен сэкономишь.

Аэропорт в Горно-Алтайске чистый и аккуратный, но совершенно пустой. Более того, в ПАЗике, специально встречающем пассажиров московского рейса, в город ехали всего три человека (ну, из аэропорта три, в пригородах-то набились); остальные предпочли разного рода автомобили.

Горно-Алтайск в большинстве отчётов описывается как колхоз, где практически нечего смотреть. Я бы не был так суров. Да, там всего две крупных улицы; город явно небогатый; но в мае, по крайней мере, он не вызывает раздражения. Особенно повлияло на моё мнение то, что уже в 8 утра открылось кафе Traveller’s Cafe. Сколько уж раз они меня выручали – вспомнить только Томск с его резким похолоданием ниже нуля. Смутило только то, что за те полтора часа почти, что я там сидел, в кафе так никто больше и не пришёл. Какая же экономическая модель? И вообще, я считаю, в городе, особенно столичном в регионе, кофейни должны быть; иначе он не город, а так.

После этого я пару раз обошёл две крупнейшие улицы. В монументальный музей меня не пустили, мотивировав это подготовкой к ночи музеев (за три-то дня, да); зато зашёл в находящийся напротив выставочный зал Союза Художников Алтайского края.


Этого товарища я сфотографировал потому, что он очень похож на чуть постаревшего лидера группы National Мэтта Бернингера.

Была еще возможность застраховаться от клещей – около автовокзала есть контора, о которой местные знают. Типа, платишь 300 р, а в случае укуса все уколы бесплатно (а так, типа, 7000р.). Но я что-то заленился. Вообще, конечно, я страшно беспокоился про клещей от неопытности – но так за время поездки (а это был сезон и самый что ни на есть энцефалитный район) ни одного и не увидел. Ну, до сих пор мне так кажется, по крайней мере. Я спрашивал местных налево и направо, и все они говорили, что относятся к клещам примерно как к комарам. Во-первых, у них у всех прививки; во-вторых, они давно привыкли. Хозяйка дома в Яйлю сказала, что ее кусал клещ раз 15; я посчитал, что это примерно раз в 4 года и статистически не очень страшно. Хотя, конечно, не буду говорить, что проблемы нет – энцефалит и всё такое никто не отменял, это серьёзно.

Потом я вернулся на автовокзал, центр культурной жизни города, и сел на разваливающийся китайский автобус до Артыбаша. Почти всю красивую дорогу я позорно проспал.

Артыбаш – крупное село; точнее, два села (Артыбаш и Иогач) по разным берегам Телецкого озера, с третьей стороны уже сросшееся в одно. Вообще, Иогач крупнее, но как-то Артыбаш выиграл борьбу за известность. Посмотреть его в этот раз не получилось, потому сразу у автобуса меня поймала девушка Ольга из турфирмы www.kedrogor.ru, которая совершенно бесплатно отвезла меня до моторки. Она сказала, что до Яйлю так и не дозвонилась, но так как не сезон, то наверняка там куча мест у местных жителей, где можно остановиться.

Пока закупался едой, посмотрел на легендарный “Пионер Алтая”. Этот теплоход ходил по озеру практически всё советское время, а потом в лихую эпоху был брошен и гнил; но тут появился какой-то местный предприниматель и решил его спасти. Сейчас вовсю идёт ремонт, местные ищут капитана. Не совсем понятно, будет ли он ходить как рейсовый или как кто – всё-таки большое корыто; но в любом случае отлично, что его ремонтируют. Исторический корабль, как ни крути.

Загрузился в моторку и отправился в Яйлю. Ехать где-то полчаса.

Вообще, озеро очень красивое. Если бы я не был на Фарерах, в Швейцарии и, отчасти, в Норвегии, я бы вообще потерял дар речи. Фареры всё-таки красивее, со Швейцарией очень даже сравнимо. Полагаю, одно из самых красивых мест в России без вариантов.

Действительно, в Яйлю довольно быстро нашёлся дом, где можно было остановиться. Мне выделили гостевой домик на участке Надежды Князевой, +7 923 667 28 51. Могу только порекомендовать, всё уютно и хорошо. Надежда представляет народ тубаларов, много лет проработала в заповеднике, пока Яйлю был его центром; а когда офис заповедника перенесли в Горно-Алтайск, она стала неофициальным экскурсоводом и владелицей гостевого дома.

За эти два дня я обошёл пешком всё село. На самом деле, туда есть грунтовая дорога, и местные довольно спокойно ездят (к вопросу об удешевлении поездки), но в целом оно, конечно, остаётся нетронутым уголком. Местные боятся, что москвичи уже пытаются закупить землю тут; но пока вроде не очень продаются, ибо заповедник. Есть некое скрытое напряжение, чувствуется.

Яйлю – искажённое русскими алтайское слово “Тяйлю” – то ли “Вечное лето”, то ли “Тёплая стоянка”. Вообще, конечно, местные экскурсоводы любят придумывать всякие легенды; поэтому можно придумать целую дисциплину – “Краеведение по рассказам экскурсоводов”, но факт в том, что действительно долина тёплая и заповедная, и испокон веков считалась благодатным местом.

Местные очень любят рассказывать про то, что по селу часто гуляют медведи и приходят другие животные – заповедник же. Но мне не довелось увидеть. Потом в Барнауле я купил небольшую книжечку, написанную лесником заповедника – и зачитался, потому что не так важно, о чём ты пишешь, но если ты пишешь хорошо, то книжка становится интересной. Я подарил ее kobbi, но там много интересного про повадки медведей, оленей, волков и т.д. В общем, почти всех перестреляли уже – если быть честным.

Хозяйка дома – Надежда Князева – принадлежит к народности тубаларов. Она ворчит, что наименование “алтайцы” неправильное, всех сгребли в одну кучу, а на самом деле народностей много. Она рассказала, что в какой-то момент тубаларов в Яйлю почти не осталось, потому что советская власть сделала хитрый ход – открыла заповедник, но никого из тубаларов на работу туда не взяла, мотивируя это тем, что заставить алтайца охранять животных – это пускать козла в огород. В итоге почти все уехали в поисках лучшей доли, а дед, кажется, Надежды всё-таки остался – работать трактористом. Потом уже многие вернулись.

В советское время в Яйлю активно сажали яблочные сады, и они занимали большую территорию. Потом за ними практически перестали следить, но до сих пор одичавшие сады дают много яблок, которые местные (и медведи) с удовольствием собирают.

Крест на фотографии ниже – это не то чтобы крест, это памятник “садоводам Алтая”; хотя на крест он подозрительно похож.

Зимой и осенью на озере бывают сильные шторма, но морозов в Яйлю почти не бывает. Обычных разговоров о рыбе на озере немного. В заповеднике ловить нельзя. Местные, конечно, для себя ловят, но масштабы не позволяют похвастаться чудо-уловами. Но, говорят, метровые рыбы (таймени?) на озере водятся.

Зато зимой у местных есть совсем голландская привычка – коньки. Катаются по льду озера почти все. Периодически приходится на коньках спасать лосей, который катаются так себе, а на лёд всё равно забредают.

Лошадей довольно много, но, насколько я понял, именно в Яйлю кумыс не делают. Скорее тубаларам (да и прочим алтайцам) хочется иметь лошадь у себя, ездить на ней. Это дико пасущийся конь Алтын, которого почему-то не принял вожак стада.

В тот день погода была наиболее хороша, поэтому много пейзажей, извините.

Вечером хозяйка выделила мне картошки и молока и сделала баню. Всё это было немного, но платное. К Надежде Князевой у меня претензий нет, только благодарности; но, должен сказать, что поездка эта вышла мне довольно дорого. В первую очередь потому, что я нанял моторку в одно лицо пройти до другого конца озера; но даже учитывая этот факт, средняя цена на все не ниже европейской.

Потом мы разговорились с одним из людей, кто эти моторки делает и сдаёт, и он сказал, что некоторые, особенно всякие чиновники, ухитряются разными способами тратить до 100 000 р. в день. При этом поток туристов летом огромен. Мне даже не то что интересно, кто эти люди и откуда у них деньги; мне скорее интересно, почему так мало внятных отчётов в сети 🙂

В целом, однако, если у вас мало денег, то есть варианты сэкономить. Например, приезжать группой. Чем больше, тем лучше. Или жить в Артыбаше. Или, если очень хочется в Яйлю, то приезжать по грунтовке, а не на моторке. Но у меня этих ценных советов не было; да и я решил, что раз уж я приехал, то озеро надо осмотреть, поэтому я скрипел зубами, но платил за всё.

Коровы были очень уж колоритные, как инопланетяне.

Зато я отдыхал в Яйлю, что правда, то правда. Особенно я это ощущал во второй вечер, когда я после бани сидел на веранде, пил чай и смотрел на сумрачное озеро, и тут ко мне пришёл хозяйский косматый пёс по имени Сигнал, которого я быстро переименовал в Зайцу-Стоп-Сигнал (я решил, что это более аристократично). Сигнал сел и потребовал чесать ему голову, и я не отказался – так что мы сидели и смотрели на озеро вдвоём. Всё-таки не хватает такого времяпрепровождения в нашей городской суете, не хватает. Ну и звёздное небо отличное в ту ночь давали.

С утра, собственно, и началась самая затратная часть путешествия – экскурсия на моторке по всему озеру.

Первый водопад.

Погода в тот день была какая-то странная, и быстро совсем испортилась. Но пока она еще позволяла активно смотреть по сторонам.

Дошли до другого конца озера. Там было ветренно и мрачновато. Когда-то у нас была историческая фотография – “Конец Монзы”, вот можно добавить к ней “Конец Телецкого Озера”.

Неожиданно по карте выяснилось, что мы недалеко от заимки Агафьи Лыковой. Ну то есть как – недалеко по сибирским меркам, и тропки не факт, что есть; но уж гораздо ближе, чем я мог себе предположить, читая книжку про Лыковых. Правда, вроде говорят, что Агафья сейчас болеет и где-то у дружественных староверов.

Погода в какой-то момент совсем испортилась. Мы шли назад вдоль не-заповедного берега; и второй берег часто было даже не видно, а лодка скакала по волнам как по стиральной доске. Капитан сказал, что это еще, конечно, не шторм, но не так уж и далеко от шторма.

Тут мы заметно замёрзли и промокли и решили пристать на удачу к турбазе “Эстюба”. Надо отдать должное персоналу турбазы – хоть мы свалились им на голову, они приняли нас по высшему разряду. Покормили, посушили обувь, показали водопад – в общем, отнеслись очень тепло. Так что я в ответ хотел бы их поблагодарить и активно рекомендовать турбазу “Эстюба” как место человечное и правильное – http://www.estuba.com/.

Погоду вы сами можете оценить.

Пара панорам, кстати.

Погода улучшилась, и мы вернулись в Артыбаш. До автобуса было еще пару часов, и он был уныл; так что я пошёл к выезду стопить и быстро застопил машину в Горно-Алтайск. За рулём был клёвый чувак – он не только катает на катере, но еще и сам их строит и ремонтирует, считаясь, насколько я понял, известным мастером. Он много рассказал про туристов и экономику района. Среди ценных сведений – дорога через Турочак существенно хуже, и все всё равно ездят на Бийск через Горно-Алтайск. Я даже пожалел, что не он вёл катер – наверняка бы больше интересного про озеро рассказал.

По обочинам продавали Камгу – черемшу. Я уже не раз слышал, что она в Сибири считается полезнее всего огорода, вместе взятого, поэтому купил пучок. Забавно, что уже в Барнауле местные тётушки два раза пытались у меня её перекупить – типа, ценная штука. Но я подарил камгу Насте – в благодарность за идею и советы; да и вообще просто так.

Собственно, на этом рассказ про Телецкое озеро пока заканчивается. Поездка, как ни крути, наверняка одна из лучших в году. Телецкое озеро – must. Хочу ли я вернуться? Да, хочу. Но пока непонятно, как и когда.

Ну а потом был Барнаул, дом Насти, дожди, художественные галереи и концерт дяди, но это совсем другая история.

Источник: https://modelman.livejournal.com/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here


CAPTCHA Image
Reload Image