ВЦСПС
Центральный совет по туризму и экскурсиям
Управление самодеятельного туризма
Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория по туризму и экскурсиям
Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”
Москва-1989
СОДЕРЖАНИЕ
- Палатки
- Плавсредства
- Рюкзаки
- Спальные мешки
- Походная кухня
- Походный светильник для палатки
- Горно-туристское снаряжение
- Защитные устройства
Настоящяя работа является продолжением вышедшей в 1986 г. первой части каталога образцов туристского инвентаря и снаряжения, создаваемого самими туристами и прошедшего длительные эксплуатационные испытания и доработки.
Во второй части приведены краткие описания и технические характеристики лучших работ самодеятельных конструкторов, показанных на выставках технического творчества туристов или на туристских слетах и соревнованиях.
По сравнению с предыдущим изданием в каталоге расширена номенклатура приводимых изделий, при этом составители сочли необходимым указывать имена авторов разработок. Подробную информацию об авторе, а также дополнительную информацию о конструктивных особенностях изделий желающие могут получить во Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по призму и экскурсиям но адресу: 141420, г. Сходня Московской обл., ул. Горького, 7.
ПАЛАТКИ
ПАЛАТКА ГОРНАЯ КАРКАСНАЯ ТЕНТОВАЯ ЧЕТЫРЕХМЕСТНАЯ
(Автор Лесовой В. Ф.)
Конструкция палатки разработана в 1977 г. (рис. 1) и было изготовлено два образца. Испытания проводились в течение ряда лет в горных походах III-IV категории сложности. Одна из палаток эксплуатируется по настоящее время. Испытания выявили как преимущества, так и недостатки. К первым относятся повышенная комфортабельность (по сравнению с традиционными конструкциями отечественных аналогов), полное отсутствие конденсата, лучшая ветроустойчивость и герметичность, возможность приготовления пищи не выходя из палатки. Наиболее существенный недостаток – сложность установки при сильном ветре.
Палатка создавалась в расчете на доступные, недефицитные и относительно недорогие материалы. Основными критериями являлись масса, прочность, стойкость к механическим воздействиям. Кроме того, ткань не должна была бы значительно увеличивать массу при намокании, не обмерзать, а также иметь эстетичный вид. Однако в процессе использования в экстремальных условиях высокогорья выявилась низкая светопрочность капрона и в особенности ткани тента (дикрилан и каландрированный капрон). Цветность ткани практически теряется после одного сезона, а прочность – через три. Поэтому, хотя в самодельном исполнении она завоевала большую популярность среди горных туристов, необходим поиск более оптимальных материалов и возможности снижения стоимости палатки. Например, можно использовать облегченный каркас (за счет применения стеклопластиковых стержней) и более стойкие, но дешевые материалы.
Технические характеристики
- Габариты 3300Х2000Х1400 мм
- Масса 4,0 кг
Материал тента – капроновая ткань типа “болонья” (дикрилан), апсиды передняя и задняя-каландрированный капрон Материал внутренней палатки – парашютный капрон Дно палатки – прорезиненный капрон или “ткань 500” (прорезиненный перкаль)
Стойки – дюралевые трубки 0 16Х1 мм. Для уменьшения массы задняя стойка может быть одинарной. Коньковый набор можно выполнить из трубок меньшего диаметра, например, 14Х1 мм, и так, чтобы они убирались в стойки при транспортировке. Разбивка по длине – произвольная, но желательна максимальная взаимозаменяемость элементов.
Рис. 1. Палатка горная каркасная тентовая четырехместная
1 – вход, 2 – усилительная тесьма, 3 – вспомогательный вход, 4 – оттяжки, 5 – спальное отделение, 6 – тент
ПАЛАТКА ГОРНАЯ ЗИМНЯЯ
(Автор Майер А. Р.)
Палатка предназначена для зимних горных походов высокой категории сложности. Палатка имеет минимальные габариты, небольшой вес за счет использования дюралюминиевых трубок и ткани “болонья”.
Особенностью конструкции является многогранный “шатер” с центральной стойкой, возвышающейся над вершиной палатки (рис. 2). Форма палатки фиксируется оттяжками, проходящими через центральную стойку, что создает дополнительные удобства (натягивание оттяжек не выходя из палатки).
Форма купола – описанный полусферой многогранник, вытянутый в сторону тамбура, благодаря чему при заданной площади достигается минимальная площадь поверхности не в ущерб комфортности. Для обеспечения лучшей теплоизоляции внутри на клевеитах подвешивается внутренняя палатка аналогичной формы из поплина.
Стойка состоит из шести одинаковых трубок длиной по 0,5 м каждая, внутри них находится тросик, к нему приделаны верхние оттяжки, которые натягиваются путем накручивания тросика на катушку, находящуюся на стояке.
Технические характеристики
- Высота стойки 3,0 м
- Высота палатки 1,8 м
- Вместимость 8-9 чел.
- Площадь 7 м2
- Вес 5,5 кг
Переход температуры в палатке и вне ее (при наличии людей в палатке) 30° С
Рис. 2. Палатка горная зимняя 1 – тамбур, 2 – тент, 3 – оттяжки, 4 – спальное отделение
ПАЛАТКА ШАТРОВАЯ
(Автор Дрометр А. П.)
Палатка предназначена для туристских походов в летнее время года. Обеспечивает прекрасную ветроустойчивость, быструю установку на месте стоянки. Значительная высота палатки позволяет переодеваться стоя. Данный вариант конструкции рассчитан на 6 человек.
Палатка сшита в виде неправильного семиугольника. Крыша и пол выполнены из ткани типа “болонья”. Стенки – из тонкого капрона. Широкий карниз предохраняет стенки от намокания. Швы усиливаются капроновой лентой. На входном отверстии использованы три застежки “молния”.
Для борьбы с конденсацией влаги на скатах крыши сделаны два-три окна в стенках из мелкоячеистой сетки или оставляется вверху отверстие, которое закрывается от дождя детским зонтиком или любым другим подобным приспособлением.
Всю палатку, кроме пола, можно сшить из капрона и накрывать ее чехлом из болоньи или полиэтилена, без прилегания к скатам.
Размеры палатки даны на рис. 3 в см.
Рис. 3. Палатка шатровая
а – вид сверху; – – – – пиния шва; б – вид сбоку; в – элементы конструкции: 1 – скаты палатки, 2 – капроновые ленты, 3 – стойка палатки, 4 – ручка зонтика, 5 – зонтик, 6 – отверстие вверху палатки диаметром 20-25 см
ПАЛАТКА “ШАТЕР”
(Автор Строгонов В. А.)
Палатка обладает повышенной комфортабельностью и может использоваться для семейного туризма, походов выходного дня, стационарного отдыха на природе, в некатегорийных туристских путешествиях, для туристских слетов и соревнований.
Конструкция устанавливается на одной стойке, в качестве которой может использоваться разборное весло от байдарки, и четырех идущих от стойки распорках. На входе в палатку имеется сетка, входное полотнище может растягиваться в качестве тента у входа. Пол может отстегиваться. Вес палатки определяется применяемыми материалами (рис. 4).
Технические характеристики
- Длина 2 м
- Ширина 2 м
- Высота 2 м
- Вес 3-5 кг
Рис. 4. Палатка “Шатер”
ПАЛАТКА “ВИГВАМ”
(Автор Иванов С. И.)
Палатка предназначена для туристских стоянок как в летнее, так и в зимнее время года.
Вместимость палатки 2-3 человека. Размеры позволяют вставать в полный рост в “вигваме” можно разводить костер непосредственно внутри.
В качестве каркаса перспективнее использовать сборную конструкцию. Размеры палатки даны на рис. 5,а в мм. Раскрой материала лучше производить по чертежу (рис. 5,6). По линиям О-А и О-Б через 10-15 см пробиваются и закрепляются металлические люверсы для соединения краев полотнища между собой с помощью шнурка.
В данном варианте в качестве каркаса используются 8 тонких жердей длиной около 3,3 м.
Рис. 5. Палатка “Вигвам”
ПАЛАТКА “ПОЛЕНО”
(Авторы Грановский Е. А., Грановская Л. Ф.)
Палатка предназначена для зимних и летних горных походов, имеет небольшой вес в расчете на одного человека, повышенную зону комфорта (в сравнении с “Памиркой”). Наличие двух входов позволяет спать в палатке “валетом”. Материал палатки не отпотевает, быстро сохнет, хорошо виден на снегу и в скалах. В зимних условиях конструкция оттяжек позволяет установить палатку на двух точках.
Особенностью конструкции является удобство укладки, т. е. ширина верха палатки 3,2 м (по окружности) кратна ширине дна – 1,6 м (рис. 6). В результате этого палатка складывается в компактный прямой цилиндр длиной 0,40 м и диаметром 15-17 см.
Технические характеристики
- Вместимость 4 чел.
- Вес палатки 2,0 кг
- Вес дуг из титана 0,4 кг
- Площадь пола 2,9 м2
- Зона комфорта – 69 % площади пола (зона комфорта “Памирки” 40 %).
- Материалы: тент – каландр, торцы – “болонья”, капрон, пол – столовая клеенка
- Цвет тента – ярко-красный
- Дуги – 2 тт., пятизвенные; составные
- Вход основной – на “молниях” -L-образный, запасной – типа “рукав на затяжках”
- Ориентировочная стоимость материалов – 90 руб.
Рис. 6. Палатка “Полено”
1 – каландрированный капрон, 2 – столовая клеенка на нетканой основе, 3 – застежка “молния”, прикрытая клапаном на пуговицах, 4 – точка крепления оттяжек, 5 – запасной вход (R-400)
ПЛАВСРЕДСТВА
(Автор приведенных конструкций Строгонов В. А.)
КАРКАСНО-НАДУВНАЯ ПАРУСНО-ГРЕБНАЯ ЛОДКА
Лодка с обводами типа “каноэ” имеет герметичную оболочку, бортовые надувные баллоны, каркас, коврик из пенополиэтилена, рулевое устройство и парусное вооружение, состоящее из телескопической мачты, двойного паруса со сдвоенным гиком и раздвижной шверцбалки с двумя шверцами (рис. 7).
Такое устройство корпуса позволяет на ходу изменять ширину лодки в зависимости от силы ветра, необходимой грузоподъемности и т. д. Устройство баллонов позволяет размещать часть багажа в их внутренних полостях. Двойной парус может раскрываться на попутных курсах, а также служить тентом от дождя, ветра и солнца, быстро устанавливаемым на берегу.
Технические характеристики
- Длина 4,0 м
- Ширина 0,8-1,25 м
- Диаметр баллонов 0,32 м
- Пассажировместимость 2 чел.
- Парусность 4,0-8,0 м2
- Вес (в упаковке) 28 кг
- Вес гребного варианта 18 кг
- Время сборки 30 мин.
Подробно конструкция описана в сборнике НТО им. акад. Крылова Н. А., № 99, 1982 г.
Рис. 7. Каркасно-надувная парусно-гребная лодка а – общий вид, б – разрез, в – вид сверху
ПАРУСНО-ГРЕБНОИ КАТАМАРАН
Разборный парусно-гребной катамаран может использоваться на несложных маршрутах типа “река – озеро” в одноместном варианте, а также для прогулок как двухместный. Возможно использование стандартного байдарочного весла. Простота устройства обеспечивает быструю сборку – разборку конструкции (рис. 8). Причем рама разнимается на две части и перед упаковкой складывается как кулисный механизм.
Парусное вооружение аналогично описанному ранее в конструкции каркасно-надувной парусно-гребной лодки.
Технические характеристики
- Длина 3,5 м
- Ширина 1,3 м
- Диаметр баллонов 0,35 м
- Парусность 4,0 м2
- Пассажировместимость 2 чел.
- Время сборки 20 мин.
РАЗБОРНЫЙ КАЮТНЫЙ ШВЕРТБОТ
Швертбот предназначен для туризма и отдыха на воде в прибрежной зоне крупных рек, озер и водохранилищ и может использоваться как в парусном, так и в гребном варианте (рис. 9). Возможна установка подвесного мотора до 2,5 л. с. мощностью. Корпус швертбота оборудован складной каютой, обеспечивающей защиту от дождя, ветра, солнца и кровососущих насекомых. Непотопляемость обеспечивается герметичными упаковками для груза, а также ковриком из пенополиэтилена, который одновременно служит амортизатором ударных нагрузок на днище швертбота.
Парус и мачта используются от серийного виндсерфера. Свободно стоящая мачта позволяет при необходимости легко заваливаться, уменьшение площади паруса и его уборка осуществляются путем его частичного накручивания на мачту.
Технические характеристики
- Длина 3,8 м
- Ширина 1,4 м
- Пассажировместимость 4 чел.
- Вес 35 кг
- Парусность 6 м2
- Время сборки 4,5 мин.
Рис. 8. Парусно-гребной катамаран а – вид сбоку, б – вид спереди, в – вид сверху
Рис. 9. Разборный каютный швертбот
РЮКЗАКИ
РЮКЗАК ТУРИСТСКИЙ СТАНКОВЫЙ
(Автор Жаринов Ю. М.)
Рюкзак предназначен для переноски туристского снаряжения в пешеходных и горных маршрутах всех категорий сложности (рис. 10).
Конструкция рюкзака основана на серийной модели станкового рюкзака типа “Ермак”. Имеется ряд конструктивных отличий, в том числе:
- увеличена ширина станка до 42 см за счет конструктивных элементов при базовой ширине 35 см;
- низ станка усилен и создается плоскость для крепления и прилегания мешка рюкзака;
- увеличен верхний клапан до 48X60 см;
- боковые карманы имеют размер боковой стенки 45X20 см, толщину 7 см;
- нижнее отделение имеет молнию по всей длине боковых и верхнего ребер, всего около 80 см. Молния утоплена, закрывается планкой и страхуется семью металлическими пуговицами с петлями, укрепленными за карманы и верхнее отделение;
- по форме карманов изготовлены две фляги полезной емкостью 3,8 дм3 и массой 650 г для бензина или воды;
- в верхней части мешка на клапане есть легкодоступный при движении карман для фотоаппарата с ячейками для мелких предметов;
- между станком и спиной используется поролоновый матрасик размером 40X80X3 см. Матрасик подгибается в нижней части вдвое, удерживается на станке резинкой и на остановках легко снимается;
- для удобства верхние концы лямок крепятся к станку с помощью карданного шарнира.
Съемный пояс оригинальной конструкции позволяет частично разгрузить плечи при большом весе рюкзака. Конструкция пояса следующая:
- изготовлен из хлопчатобумажной ленты шириной 5 см и толщиной 0,5 см;
- полностью охватывает талию и регулируется по длине;
- имеет быстро застегивающуюся пряжку – от портфеля;
- пояс изнутри обшит поролоном толщиной 1 см;
- для рассредоточения нагрузки лента пояса по бокам армированной полосой дюралюминия, имеющего конусность и радиусность но форме фигуры;
- к боковой пластине пояса шарнирно укреплены регулируемые оттяжки;
- шарнир выполнен поворотным к плоскости ленты и часть оттяжки выполнена дюралевой пластиной. Посредине оттяжки несколько раздвинуты и меньше мешают при ходьбе;
- оттяжки прикрепляются пониже к ушкам на ногах станка с помощью небольших стальных карабинов;
- пояс подвешен на резинках и не падает при снятии рюкзака;
- рюкзак имеет съемный накладной карман, который может крепиться к мешку или непосредственно к раме, размеры кармана 28X42X7 см;
- достаточно большой объем рюкзака позволяет не увеличивать его высоту (что благоприятно при прохождении скальных участков) и сохраняет плоскую форму, что в свою очередь позволяет эффективно использовать накладной карман.
Станок сварной из трубки диаметром 16X1,0 мм сплава АМИз-М. Мешок сшит из авизента.
Рюкзак описанной конструкции используется в течение двух лет, на маршрутах I-III категорий сложности, сравнивался с другими конструкциями и получил положительную оценку.
Рис. 10. Рюкзак туристский станковый
РЮКЗАК ПОЛУЖЕСТКОЙ КОНСТРУКЦИИ
(Автор Полюцкий Е. А.)
Предназначен для походов всех видов туризма (рис. 11).
Применение прочного и легкого материала (в данном случае рюкзачного капрона) позволяет снизить вес рюкзака в 2-3 раза, по сравнению с рюкзаками, которые выпускаются отечественной промышленностью.
Сторона рюкзака, прилегающая к спине, армирована пластиной из пенополиуретана, для которого вшит специальный узкий карман. Наличие пластин создает эффект каркаса. На стоянках эта пластина используется в качестве теплоизолирующего коврика, так как она может свободно выниматься.
Наличие поясного ремня с бедренными крылышками из пенополиуретана позволяет перенести значительную часть нагрузки с плеч на поясницу.
Демпферные оттяжки, идущие от верха рюкзака к плечевым ремням, устраняют отклонение рюкзака назад и отдаление его центра тяжести от спины. Боковая шнуровка предусмотрена для стяжки рюкзака при малом объеме груза, наличие боковых карманов позволяет переносить под шнуровкой плоские канистры под бензин, топор, айсбайль. Карман в клапане рюкзака, закрывающийся на молнию, предназначен для транспортировки маршрутных документов. Крепление плечевых лямок позволяет равномерно распределить груз на оба плеча.
Технические характеристики
- Объем 78,75 см3
- Вес 700 г
- Грузоподъемность до 40 кг
- Размеры пластины 700X450X15 мм
Рис. 11. Рюкзак полужесткой конструкции а – вид спереди, б – вид сбоку, в – общий вид
КОМБИНИРОВАННЫЙ СТАНКОВЫЙ РЮКЗАК
(Автор Гирфанов Р. У.)
Рюкзак предназначен для транспортировки грузов на дальнее расстояние при максимальной нагрузке 55-60 кг.
Он состоит из четырех частей:
- рамы с регулировочной панелью центра тяжести (рис. 12);
- двух ремней-лямок;
- трех отдельных мешков;
- пояса.
В отличие от других рюкзаков подобного типа каркас выполняется из листового материала – титан, дюраль, выгибается швеллером (короб), ширина заготовки 50 мм, а ширина коробки 300 мм, высота стенок 10 мм.
Каркас имеет по периметру 24 радиальных отверстия по 7 мм, длиной 50 мм, пять поперечных усилителей. Между 2 и 3 усилителем крепится пластина из того же материала, что и рама. Толщина пластины 2-2,4 мм, ширина и высота 200 мм. В ней прорезаются такие же отверстия в шахматном порядке – 5 мм, длиной 50 мм для регулировки центра тяжести.
Сам рюкзак состоит из трех отдельных мешков:
ширина | длина | высота | |
400 мм | 400 мм | 200 мм | верхний |
400 мм | 300 мм | 200 мм | средний |
400 мм | 200 мм | 200 мм | нижний |
Все три мешка крепятся в отдельности и могут служить как отдельные рюкзаки каждый при забросках и восхождениях.
Технические характеристики
- Высота станка-рамы 895 мм
- Ширина 410 мм
- Общая высота мешков без дополнительного клапана 900 мм
Рис. 12. Рама с регулировочной панелью центра тяжести а – общий вид, б – панель с пазами, в – вид рамы с пазами
ВЕЛОРЮКЗАК
(Автор Мишин В. И.)
Изделие предназначено для транспортировки личных и общественных вещей и туристского снаряжения во время похода (рис. 13). Особенностью конструкции является удобное для перевозки на велосипеде размещение груза.
Соединение деталей “штанин” рюкзака между собой и пришивка карманов осуществляется усиленным швом (двойным). При пришивке карманов углы подкреплены пришивкой с внутренней стороны рюкзака накладок из прочного материала размером не менее 20 X 20 мм. Кромки клапанов карманов окантованы тонкой кожей. Цвет материала заднего кармана и подкладки под него – желтый или оранжевый для зеленого рюкзака, желтый или оранжевый или красный – для коричневого рюкзака. Материал вкладышей жесткости должен быть водостойким. Вкладыши к стенкам рюкзака не крепятся.
Рис. 13. Велорюкзак
СПАЛЬНЫЕ МЕШКИ
СПАЛЬНЫЙ МЕШОК “КОКОН”
(Авторы Грановский Е. А., Грановская Л. Ф.)
Спальный мешок предназначен для ночевок в условиях зимних и летних горных походов (рис. 14).
Мешок отличается небольшим весом, негигроскопичностью материала утеплителя; его можно использовать как индивидуально, так и коллективно в паре с аналогичным мешком; компактен в упаковке; имеет минимальную материалоемкость за счет оптимальных размеров, хорошую теплоизоляцию.
Особенностью конструкции является то, что зеркально расположенные разъемные “молнии” позволяют состегивать мешки друг с другом.
Мешки изготавливаются в двух вариантах: облегченные – трехслойные и утепленные – четырехслойные.
Технические характеристики
3-слойные | 4-слойныс | |
Вместимость: индивидуальный | 1 чел. | 1 чел. |
коллективный | 2 “ | 2 “ |
Вес | 1,35 кг | 1,4 кг |
в том числе: утеплитель | 0,95-1,0 “ | 1,0 “ |
пластмассовая молния | 0,15 “ | 0,15 “ |
Длина общая | 220 см | 225 см |
Ширина в плечах | 65 “ | 65 “ |
Материал: внешний | “Болонья” | “Болонья” |
внутренний | “ | Тонкий капрон |
промежуточный | Нетканое полотно | Нетканое полотно |
утеплитель | Сипрон | Сипрон |
Ориентировочная стоимость материалов | 60 руб. | 60 руб. |
Рис. 14. Спальный мешок “Кокон”
1 – тонкий капрон (болонья), 2 – болонья (каландр), 3 – разъемные пластмассовые “молнии”
МЕШОК СПАЛЬНЫЙ ЭЛПЕНОВЫЙ
(Автор Ковтун Ю. Г.)
Спальный мешок разработан и изготовлен с целью исследования возможности применения нового отечественного материала в условиях высокогорного климата.
Спальный мешок рассчитан на одного человека и как базовый для 2-3 человек, т. е. как одеяло. Не боится сырости и влаги. Хорошо защищает от холода (рис. 15).
Технические характеристики
- Габариты 800X500X2000 мм
- Вес 2,0 кг
- Характеристики элпена:
- размер 1300Х700Х2000 мм
- толщина 3,0 мм
- Материал: капрон, элпен, ч/ш ватин (1 слой)
Рис. 15. Мешок спальный элпеновый
1 – зона без применения элпена, 2 – “окно”, 3 – кнопки (6-10 шт.), 4 – “репейник”
ПОХОДНАЯ КУХНЯ
ПАРАФИНОВАЯ ГОРЕЛКА
(Автор Щекалев В. Г.)
Горелка предназначена для приготовления пищи в условиях безлесных районов. В настоящем виде, в определенных условиях, она может конкурировать с бензиновым примусом.
Горелка может быть использована практически во всех видах туризма, а также альпинистами и людьми “полевых” профессий: геологами, топографами и т. д. в качестве индивидуальных аварийных микрокомплектов на 1-2 человек.
Конструкция горелки следующая: в металлический корпус (его можно сравнить с противнем с высокими, 8-10 см, бортами), выполненный из луженой жести или из тонкого титанового листа, кладется на дно асбестовое полотно. Внутрь ставится подставка для котлов, выполненная из трехмиллиметровой проволоки (рис. 16). На асбест кладется таблетка сухого спирта и зажигается, сверху на горящий спирт очень мелкими порциями подкладываются кусочки парафина. Парафин плавится и, растекаясь, воспламеняется. Асбестовое полотно играет роль фитиля. На разжигание горелки уходит от двух до пяти минут времени практически в любую погоду. На подставку ставятся котлы. По мере расхода парафина добавляются новые порции.
Хранить парафиновую горелку рекомендуется в чехле. Особых условий для хранения не требуется.
Технические характеристики
- Вес 800 кг
- Высота 70 мм
- Ширина 280 мм
- Длина 300 мм
Вес горелки можно значительно уменьшить за счет выбора материала изготовления и в зависимости от количества участников похода.
Положительные качества:
- очень малый вес,
- простота конструкции и изготовления,
- простата эксплуатации,
- минимальная аварийность,
- простота упаковки горючего,
- простота транспортировки горючего,
- при отработке в безлесных районах приспособление может быть уничтожено.
Отрицательное качество: дает много копоти и не может быть использована в палатке без дополнительных приспособлений.
Горелка впервые была опробована в тренировочных походах в горах Южного Урала, а также в спортивном походе IV категории сложности по Северо-Восточному Забайкалью (Кодарский хребет) в августе 1983 г. В походе участвовало 11 человек. Для приготовления пищи использовались обычные плоские туристские котлы на 8 и 10л, выполненные из алюминия. Перевалы, на которых применялись горелки, имеют высоты 2100-2700 м. Горелка устроена так, что на нее ставятся сразу оба котла.
За время похода состоялось восемь варок, при которых было использовано 4 кг парафина, т. е. по 500 г на одно приготовление. Горелка надежна в работе, неприхотлива. Расход парафина можно значительно уменьшить, выбрав оптимальный режим работы и усовершенствовав конструкцию горелки и посуды.
Рис. 16. Парафиновая горелка
1 – корпус, 2 – асбест, 3 – подставка
КУХНЯ ТУРИСТСКАЯ
(Автор Шубин В. Г.)
Кухня предназначена для быстрого приготовления пищи в походных условиях. Время кипячения воды в объеме 8 л составляет 15 мин.
В комплект кухни входят: скороварка, выносной бачок для горючего, две горелки, соединенные между собой.
Комплект кухни туристской изготовлен из нержавеющей стали толщиной 0,5 мм, крышка скороварки выполнена из дюралюминия.
Технические характеристики
- Общий вес в упаковке 2,5 кг
- Размеры в собранном виде 35Х30
- Объем котелка 8 л
- Объем скороварки 6 л
КУХОННЫЙ КОМПЛЕКТ
(Автор Правосудов С. А.)
Предназначен для приготовления пищи в походных условиях. Комплект состоит из примуса, автоклава, котелка, крышек и защитного экрана (рис. 17).
Примус на две конфорки компактен, устойчив за счет большой площади основания, изготовляется из титанового сплава, имеет один общий насос, две горелки.
Автоклав – обычной системы с регулируемым клапаном. Клапан легко разбирается для промывки. Необходимым элементом комплекта является защитный экран, выполненный из дюраля толщиной 0,2 мм. Он навешивается на петли, имеющиеся на кронштейнах примуса. Преимущество конструкции в том, что в холод, особенно при ветреной погоде, значительно уменьшается время приготовления пищи и повышается экономичность примуса в целом.
Для удобства транспортировки комплект укладывается в котелок (при необходимости могут быть использованы и два котелка).
Технические характеристики
- Габариты комплекта 420Х280Х170 мм
- Вес примуса 1,6 кг
- Вес автоклава с крышкой 1,6 кг
- Вес котелка 1,0 кг
- Общий вес комплекта 4,5 кг
- Заправочная емкость примуса 1,6 л
- Емкость автоклава 8,0 л
- Емкость котелка 10,0 л
Рис. 17. Кухонный комплект
а-при транспортировке, 1-примус двухконфорочный, 2 – автоклав, 3 – защитный экран, 4 – котелок, 5 – второй котелок (по необходимости);
б – в рабочем состоянии, 1 – примус, 2 – кронштейн примуса, 3 – защитный экран, 4 – автоклав, 5 – крышка автоклава, 6 – крышка котелка, 7 – “барашек”, 8 – клапан регулируемый
ПЕЧКА РАЗБОРНАЯ
(Автор Фатеев В. И.)
Печка предназначена для обогрева палатки и приготовления пищи в походных условиях (рис. 18).
Корпус печки состоит из двух крупных, легко соединяемых деталей. При разборке меньшая деталь вкладывается в большую, в полученный короб укладывается варочная посуда, труба, патрубок, колосник, растопка и другие предметы. В конструкции печки применено съемное колено.
Печка экономична, обеспечивает приготовление еды с использованием снега в течение 45-50 мин. Отлично зарекомендовала себя в походах IV-V категории сложности.
Технические характеристики
- Габариты 420Х230Х275 мм
- Габариты в собранном виде 420Х230Х145 мм
- Вес 3,9 кг
- Материал – сталь СТ-20 толщиной 0,25 мм.
Рис. 18. Печка разборная
ПОХОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК ДЛЯ ПАЛАТКИ
(Автор Стремилов Е. А.)
Светильник представляет собой пустую консервную банку, перевернутую вверх дном и подвешенную в палатке. Под банкой находится посаженная на иглу стеариновая свеча, копоть от которой осаждается внутри банки. Пламя свечи находится на расстоянии около 30 см. Тепловая энергия расходуется на нагрев банки, которая рассеивает тепло, выполняя роль радиатора.
Размеры походного светильника в мм даны на рис. 19.
Рис. 19. Походный светильник для палатки
1 – байка, 2 – проволока, 3 – подвесной крюк, 4 – игла, 5 – винт МЗ
ГОРНО-ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
АИСБАЙЛЬ-АЛЬПЕНШТОК
(Автор Правосудов С. А.)
Айсбайль является необходимым снаряжением в походе, но по назначению применяется лишь в конкретных случаях. А вот альпеншток нужен практически всегда (на переправах, спусках, при движении по закрытому леднику), поэтому такое несложное дополнение к айсбайлю или ледорубу просто необходимо (рис. 20). .
Конструкция состоит из айсбайля и дополнительного древка, легко и быстро соединяемых между собой. Древко айсбайля изготовляется из титановой трубки 25X1,5 мм, которая сплюснута до эллипса 28 X 22 мм и соединена с головкой и наконечником сваркой. Для увеличения прочности шва в местах стыков имеются специальные вставки.
Дополнительное древко выполнено из титановой трубки диаметром 28Х1,0 мм и имеет свой штычок. Также древко может использоваться отдельно, например, как ручка лопатки и т. д.
Технические характеристики
- Вес айсбайля 750 г
- Вес дополнительного древка 300 г
- Древко айсбайля – трубка-эллипс диаметром 28х22Х680 мм
- Дополнительное древко – трубка диаметром 28Х1,0Х760 мм
Рис. 20. Айсбаль-альпеншток
а – отверстие под штычок альпенштока
МОЛОТОК СКАЛЬНЫЙ
(Автор Приеде М. Н.)
Молоток предназначен для забивания и извлечения скальных крючьев в условиях пешеходного и горного туризма.
Особенностью конструкции является изогнутый клюв особой формы, который позволяет легко извлекать забитые скальные крючья (рис. 21).
Технические характеристики
- Габариты 36Х115Х318 мм
- Масса 700 г
- Материал – сталь У8ГА, титан ВТ1-0,0Т-4, резина ММБ.
Рис. 21. Молоток скальный
МОЛОТОК ЛЕДОВЫЙ
(Автор Титарчук В. Ф.)
Молоток ледовый предназначен для передвижения по сложному ледовому рельефу. Может использоваться усиленно в течение трех лет.
Особенностью конструкции является тяжелая ручка, угол клювика позволяет хорошо держаться на крутых ледовых участках (рис. 22).
Технические характеристики
- Габариты 25Х200Х370 мм
- Головка У8
- Клювик 40Х13 мм
- Калить НРС 45…49
- Ручка СТЭ
Рис. 22. Молоток ледовый
КОМБИНИРОВАННОЕ БЕЗОПАСНОЕ СПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО (КБСУ)
(Автор Гирфанов Р. У.)
КБСУ предназначено для спуска по отвесным стенам горных вершин. При спуске оно не скручивает веревку.
Особенностью конструкции является то, что КБСУ обеспечивает полную безопасность спуска на веревках диаметром 8, 10, 12 см, а также полное задержание при необходимости.
КБСУ состоит из цельного корпуса и откидной планки с одним острым углом, двумя С-образными отверстиями и одним отверстием для карабина (рис. 23).
Рис. 23. Комбинированное безопасное спусковое устройство
КОШКИ ТИТАНОВЫЕ С МЕХАНИЧЕСКИМ КРЕПЛЕНИЕМ
(Автор Провосудов С. А.)
Кошки предназначены для хождения по льду и фирновому снегу. Удобны тем, что очень быстро и легко надеваются и снимаются. Очень надежно держатся на ботинках.
Кошка состоит из двух частей – носка и пятки, которые цепляются за ранты и затем стягиваются механическим замком, на основе эксцентрика (рис. 24). Имеется приспособление для регулировки по размеру обуви, нет ремней крепления, которые стягивают и жмут ноги.
Технические характеристики
- Вес 550 г
Кошки желательно подгонять под определенную обувь, но на практике надежно держатся на любых ботинках, начиная с 35 размера и кончая 45, если рант ботинка не толще зацепа.
Рис. 24. Кошки титановые с механическим креплением
1 – крючок 0 5 мм, 2 – сталь нержавеющая толщиной 2,5 мм
КОШКИ АЛЬПИНИСТСКИЕ
(Автор Предеин А. П. (Авт. свидетельство на изобретение № 976942).)
Кошки предназначены для преодоления крутых ледовых и фирновых склонов.
Конструкция кошек позволяет бесступенчато регулировать их длину и ширину в зависимости от размера обуви. Это увеличивает надежность их крепления, повышает устойчивость при ходьбе. Исключение необходимости чрезмерной затяжки ремней уменьшает вероятность обморожения пальцев в холодную погоду. Кошки более компактны в сложенном виде, чем серийные, и в 1,5 раза легче.
Кошки изготовлены из качественной конструкционной стали. Уменьшение веса без снижения жесткости достигнуто уменьшением отношения ширины сечения рамы кошек к его высоте
Конструктивным отличием кошек является выполнение передней части в виде шарнирного трехзвенника, одним из звеньев которого является стяжка с разнонаправленной резьбой.
На рис. 25,а изображены кошки, вид сверху; разрез А- А и Б-Б (рис. 25,б).
Кошки включают опорную раму с закрепленными на ней зубьями 1, состоящую из носочно-геленочного 2 и пяточного 3 участков, и средство регулирования длиннотных размеров, соединенное с пяточным участком опорной рамы.
Носочно-геленочный участок рамы выполнен в виде шарнирного трехзвенника, основание которого сделано в виде винтовой стяжки 4 с разнонаправленной резьбой на концах, которые взаимодействуют с поперечными резьбовыми отверстиями осей 5, образующих шарнирное соединение.
Средняя часть винтовой стяжки имеет углубление, в котором обжат петлеобразно охватывающий его конец винта 6, являющегося средством регулирования длиннотных размеров. Второй резьбовой конец винта входит в резьбовое отверстие, выполненное в пяточном участке 7, параллельном поперечной оси кошки.
На одной раме закреплены ушки 8 с кольцами 9 для крепежных ремней.
Кошки подготавливают к надеванию следующим образом: длину кошек подгоняют, вращая пяточный участок относительно носочно-геленочного участка рамы вокруг оси резьбы винта 6. Ширину подгоняют, вращая пяточный участок вместе с винтовой стяжкой 4 в ту или другую стороны. При этом за счет разнонаправленной резьбы концы звеньев носочно-геленочного участка 2 двигаются один к другому или наоборот.
Технические характеристики
- Габариты в сложенном виде 190Х120Х70 мм
- Масса пары кошек 0,65 кг
- Размеры обуви 23-29
Рис. 25. Кошки альпинистские а – вид сверху, б – разрез А-А и Б-Б
ЛЕДОРУБ
(Автор Предеин А. П. (Авт. свидетельство на изобретение № 1025437))
Ледоруб используется для страховки и самостраховки при преодолении ледовых фирновых и снежных участков горного рельефа. Предлагаемый ледоруб, в сравнении с известными, значительно повышает надежность самозадержания при срыве на крутом ледовом склоне.
Увеличение надежности самозадержания достигается тем, что в ледорубе, включающем рукоятку, на одном конце которой закреплена головка с клювом, а на другом – наконечник с осевым отверстием для размещения и фиксации резьбовой части штыка, наконечник дополнительно имеет отверстие, расположенное под углом к осевому отверстию для установки и фиксации штыка со стороны клюва головки.
Кроме того, наконечник может иметь паз, соединяющий его отверстия между собой и имеющий ширину, равную диаметру резьбовой части штыка, и сухарь с резьбовым отверстием для установки и фиксации штыка, размещенный в полости сопряжения отверстий наконечника.
На рис. 26,а показан общий вид ледоруба, на рис. 26,6, в – то же, варианты выполнения, на 26,г – вид А.
Ледоруб имеет рукоятку 1, на одном конце которой закреплена головка 2 с клювом 3, а на другом закреплен наконечник 4, в осевом резьбовом отверстии 5 которого расположен штык 6.
В наконечнике 4 имеется также дополнительное резьбовое отверстие 5 для установки и фиксации штыка на рукоятке со стороны ключа 3 головки 2.
Штык может иметь паз 8 для его завинчивания.
При движении по крутому ледовому склону ледоруб берут одной рукой за головку 2, а второй – за наконечник 4, одновременно втыкая в лед клюв 3 и штык 6, установленный на наконечнике со стороны ключа головки.
Технические характеристики
- Габариты 600Х300Х40 мм
- Вес 1.1 кг
Рис. 26. Ледоруб
ЗАЖИМ-РУЧКА
(Автор Предеин А. П. (Авт. свидетельство на изобретение № 912180))
Зажим предназначен для страховки при подъеме по крутым горным склонам с использованием перильной веревки. Применяется также в качестве тормоза для веревки при спуске.
Совмещение функций зажима и тормоза уменьшает номенклатуру применяемого в горах снаряжения.
Зажим, по сравнению с эксцентриковыми зажимами фирмы “Жумар”, более надежен на обледенелой и мокрой веревке и не требует усилий для расклинивания после снятия нагрузки.
На рис. 27 а, б изображен общий вид зажима и вид сверху.
Зажим-ручка восхождения по тросу содержит корпус 1, на котором закреплена ручка 2 и шарнирно смонтирована при помощи оси 3 пластина 4, несущая фиксатором 5. В корпусе 1 шарнирно закреплены при помощи последовательно установленных осей рычаги 7 с выемками 8 на концах, в которых располагается трос 9. Пластина 4 выполнена в форме ручки 10, закрепленной на корпусе 1 (или выполненной за одно целое). Ширина выемок 8 составляет 20-30 % диаметра троса 9, а поверхность выемок 8 наклонена под углом 55-65°, к плоскости рычагов 7. Пластина 4 (или поверхность) совместно с выемками 8 образует отверстия для прохода троса 9 и его зажима. Один из рычагов 7 выполнен двуплечим и подпружинен пружиной 11 относительно корпуса 1.
Зажим-ручка для восхождения по тросу работает следующим образом.
Пластину 4 поворачивают вокруг оси 3, в выемки 8 помещают трос 9, поворачивают пластину 4 вокруг оси и фиксируют ее относительно корпуса фиксатором 5. Рычаги под действием пружины 11 поворачиваются вокруг оси 6, и выемка 8 зажимает трос 9. За ручку 10 перемещают корпус 1 вверх по тросу 9. При этом рычаги 7 поворачиваются вокруг осей 6, растягивая пружину 11, и трос 9 свободно перемещается по выемкам 8.
Технические характеристики
- Габариты 220Х70Х25 мм
- Диаметр зажимаемой веревки 8-12 мм
- Вес 0,2 кг
Рис. 27. Зажим-ручка а-общий вид, б-вид сверху
ТОРМОЗ
(Автор Гирфанов Р. У.)
Тормоз предназначен для спуска по веревке на крутых скалах (рис. 28).
Особенностью конструкции является простота в изготовлении и удобство в обращении.
Технические характеристики
- Вес 100 г
- Высота 115 мм
- Толщина 10 мм
- Ширина 65 мм
Рис. 28. Тормоз
ЗАЩИТНЫЕ УСТРОЙСТВА
ШЛЕМ ЗАЩИТНЫЙ ИЗ ПЕНОПОЛИЭТИЛЕНА ДЛЯ СЛОЖНЫХ ВОДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ
(Автор Середин П. Б.)
Шлем предназначен для защиты головы от ударов и переохлаждения, в сочетании со спасательным жилетом особой конструкции поддерживает голову выше уровня воды.
При сложных водных путешествиях удары в таком шлеме менее чувствительны, чем в мотошлеме, не говоря же о хоккейном. При попадании в пенный котел (где тонет все), не было такой ситуации, когда лицо погружено в воду.
Особенностью конструкции шлема является то, что отсутствуют полностью жесткие элементы (рис. 29).
Технические характеристики
Объем пенополиэтилена 3,5 л
Вес 0,4 кг
Рис. 29. Шлем защитный
Сканирование и обработка текста: Mike (Клуб туристов “Московская застава”), 2005.
Источник: http://www.skitalets.ru/