Груз в водном походе
На катамаране, байдарке, плоту, возникает проблема размещения и крепления груза. Первое правило: что не привязано – уплывет. Нужно привязывать и толково. На вещах, упаковках, должны быть прочные петли для привязки, не менее трех-четырех.
Привязывать нужно к каркасу на продольные и поперечные жерди. Повторяю – и на продольные и на поперечные. Бывает, что каркас ломается…
На поперечины привязывается только запасное весло. Обязательно лопастью назад, на быстро развязываемый узел.
Чем привязывать? В простых походах можно позволить себе привязку вещей резиновым жгутом с крючками. Обязательно два жгута и каждый на три точки (туда и обратно). В сложных походах привязывать нужно фалом не толще 6мм. Конечно на 4 точки с промежуточным узлом на петле рюкзака. Нужно предусмотреть, что упаковка не должна уплыть при переломе каркаса.
В водном походе серьезно стает вопрос сохранения вещей от намокания.
При этом вещи можно распределить по степени важности защиты. Ясно, что палатку, тент нужно беречь меньше, чем продукты, а спички – особо беречь.
Активно рекламируемые “непромокаемые” рюкзаки из кордуры защищают только от брызг. Полиэтиленовый пакет прилично не жгутуется, деревенеет на холоде и очень боится проколов.
Удобные и легкие – мешки из пропитанной ткани. Их нужно обязательно вставлять внутрь рюкзака. Они и лучше всех держат воду. Нормально за жгутованные с перегибом сохраняют вещи очень долго.
Наиболее надежные по прочности мешки из ткани тентовой – ТЭЗы. У них удобная упаковка – сложил две ленты и накрутил. Но держит воду она неважно. Если герметик будет пинать о камни и прочее – вода внутрь попадет. Проверено. Эти мешки могут надеваться поверх рюкзака, но в этом есть свои недостатки и существенные.
Если рюкзак вставляется внутрь мешка, то любые сучки, и прочие разрывающие нагрузки сразу рвут герметик. Если он внутри рюкзака, то сначала страдает он.
Упакованный герметик с вещами не имеет петель для привязки. Вообще это красивая, гладкая штука, которую сложно надежно привязать, и уплывет в первую очередь.
Далее – собираете все внутрь рюкзака, а если что-то сырое? Все остальное отсыреет. Не уложенное внутрь герметика нужно куда-то привязать сверху. Может быть еще и мокрый тент, палатка. Значит, нужно иметь дополнительный мешок с привязками для мокрого.
Если вы укладываете герметик внутрь рюкзака, то, зажгутовав его, кладете внутрь рюкзака палатку, тент. У рюкзака есть за что привязывать, есть сверху карманы.
Какой объем должен иметь герметик?
Вариант первый – “огромный”.
Да, вы будете запихивать его в рюкзак и потом в этих складках копаться и искать.
Небольшая дырочка в герметике и все у вас мокрое. Даже самый крепкий герметик рвется, прорезается или прожигается.
Вариант второй – “всё по маленьким герметикам”. Намокнет то, что вы оставите не зажгутованным, жгутик порвался, а новый искать долго.
Реально так: спальник – 10 литров, личные вещи – 10 литров, резерв 15 литров. Итого имеем 35 литров. Это без учета групповых продуктов, которые вам дадут с категорическим требованием – беречь от воды! На них нужно не менее 30 литров объема. Если в упаковке “день” внутри имеются банки с консервами – вытащите их оттуда. Они порвут вам мешок, измочалят расположенные рядом полиэтиленовые пакетики с крупами и прочим. Консервам вода не страшна. Суньте их в карман рюкзака. Только не забудьте его застегнуть. Иначе вам многие годы будут поминать утерянную банку тушенки.
Итак, вы сможете, в крайнем случае, уложить все необходимое в герметик 60-70 литров. Практично иметь парочку средних, чем один большой. Только помните, что в герметик 120 литров ВОЙДЕТ ВСЕ!
В карманы рюкзака сверху кладут посуду в мешочке. Герметик со спичками (аварийку). Под клапан можно уложить выброску “морковку”.
Топор, пила обязательно в чехле, крепится подальше от герметика и, особенно, от надувашек катамарана.
На спасжилете в кармашке обязательно должна быть “аварийка”. Такая же обязательно должна быть и в каске.
Сигнализация на воде
Общий принцип
- Знаки широкие, отчетливые.
- На сигнале – один.
- Резкий крик,
- Рука вверх
- Обе руки вверх – “привлечение внимания”, “тихо!”
- Обязательно повторить сигнал, когда увидел.
- После этого начинается передача информации. Принявший информацию – повторяет ее, чтобы было видно, что понял правильно.
- Информация должна быть лаконичной.
- Рука к уху – Слушай.
- Стал в профиль и палец к глазу – смотри.
- Руки вверху скрещены – стоп, причем быстро и категорически.
- Две руки вперед сверху – стоп.
- Две руки снизу вперед – тормозить сильно.
- Обе руки прямые вправо или влево – значит туда идти.
- После “Быстрого стопа” – вправо или влево – значит туда приставать.
Сигнальщик при проходе порога
- Рука вверху – внимание.
- Руки вверху скрещены – идти нельзя.
- Взмах двух рук сверху вниз – старт, пошли.
- Обе руки прямо вверх – идти прямо.
- Обе руки над головой вправо или влево – туда и идти.
- Обе руки внизу(стоять в профиль) и резкий гребок вперед – сильно вперед.
- Обе руки внизу и резкий гребок назад – тормозить.
- Чем активнее гребки – тем сильнее работать.
При совместном сплаве
- Весло вертикально, лопастью вверх – внимание.
- Над головой скрещены руки или весла – стоп.
- Весло вверх лопастью вправо или влево – туда иди.
- Если после этого сигнал – крест – туда не ходи.
- После сигнала “Внимание” – весло горизонтально указывает куда смотреть.
Перед порогом или шиверой про проходе без осмотра
- Веслом. Лопастью вверх показывать последовательность прохода – вправо, прямо, влево.
- После прохода стал на страховку и сигналы дают веслом как сигнальщик.