Как арендовать машину в Перу, Аргентине, Чили и на острове Пасхи, и чего ждать от полицейских на дорогах? Корреспондент GEO Григорий Кубатьян проехал сотни километров на автомобиле по Южной Америке и рассказал о нюансах такого путешествия.
На трассе Лима – Паракас машут палками несколько типов в полицейской форме. Останавливаюсь. Документы в порядке, скорость не превышал, опасаться нечего.
«Ола!» — говорит один из перуанцев, слюнявит протянутые документы, лезет небритым лицом в салон, замечает на заднем сиденье пассажирку и удовлетворенно хмыкает.
«У вас пассажирка не пристегнута! С вас штраф!» — показывает книжечку с правилами дорожного движения на испанском языке. Каждое правило снабжено фотографиями, для малограмотных. Пассажир на заднем сиденье действительно должен быть пристегнут. Удивительное правило, учитывая, что остальные почти не действуют. В Лиме ездят между полос и по «встречке», игнорируют пешеходный переход и красный свет, не соблюдают дистанцию, не пропускают, толкаются, гудят и ведут себя как дикари. А здесь, глянь-ка, ремень на заднем сиденье!
«И сколько же я должен?» — интересуюсь.
«3500 солей. Но если расплатиться на месте, то меньше. Всего 1000!» — подскакивает второй. Остальные полицейские прислушиваются, готовясь прийти на помощь, если иностранец начнет протестовать. Считаю в уме: за ремень хотят больше $1000, но если дать взятку, то $300. Ну и аппетиты здесь!
Прошу ПДД. Выясняется, что максимальная сумма штрафа за это правонарушение — 350 солей, то есть в 10 раз меньше! Мало того, что коррупционеры, так еще и жулики! В итоге, отдаю попрошайкам в мундирах 50 солей — довольно с них.
Если не считать дорожной полиции и уличных бездельников, «помогающих» парковаться, то в целом ездить на машине по Латинской Америке легко. Америка — автомобильный континент. Здесь худо пешеходам: огромные расстояния, плохо развит общественный транспорт, криминальные бедняцкие гетто. Но автомобилистом быть отлично. А если путешествуете компанией, то и недорого. Офисы по аренде машин есть почти во всех крупных городах.
Самые красивые автомобильные маршруты — в аргентинской Патагонии. Дорога из Калафате к ледникам Перито Морено фантастична. В сторону Чалтена и горы Фицрой — невероятна. Низкое яркое небо — от бирюзового до индиго, разноцветные горы, бескрайняя пампа. Главное, не сбить случайно, выскочившего на дорогу гуанако. Они с легкостью перемахивают проволочные изгороди и неожиданно оказываются прямо перед вами — главное, чтобы тормоза были в порядке. В районе Пунта Томбо — другая опасность. Прежде чем завести двигатель, нужно посмотреть под машину, не притаился ли под ней… пингвин. На патагонском побережье находятся колонии магеллановых пингвинов. В тени машин они прячутся от дневной жары.
Еще одна особенность Патагонии — сильные ветры. Если вы пожалели денег и взяли в аренду самую легкую малолитражку ($40-50 в день), то вас может сдуть с дороги. Это не Европа. Ветер порой толкает вбок так сильно, что нужно постоянно подруливать, удерживая курс. В агентстве предупреждают: выходя из машины, придерживайте двери, иначе их может вырвать ветром и ударить друг о друга. Так можно помять автомобиль даже находясь на стоянке.
Ограничения скорости стандартное — 90-100 км/час. Всерьез никто эти ограничения не соблюдает, едут 110-120 км/час. Камер на дорогах не видно, но и агрессивных гонщиков практически нет, в основном водят цивилизованно. Почти везде в Южной Америке существует ограничение на километраж. В день вы не можете проехать больше 250 км, а то и 230 км. Если дистанция больше, придется доплатить. Обычно это 10-20 центов за 1 км в Аргентине и Чили, до 60 центов в Перу. Если километраж велик, то иногда выгоднее взять машину на большее количество дней, чем оплачивать перерасход.
Заказать машину в Калафате, туристическом городе-перекрестке, можно через интернет. Но лучше это сделать на месте, так как у крупных агентств типа Hertz машины могут быть разобраны. И что-то приличное можно найти только в офисе компании с малоизвестным именем или до сих пор не сделавшей себе сайт.
Из аргентинской Патагонии можно проехать в чилийскую. Существует несколько десятков пограничных переходов в Чили, но если ехать в сторону самого южного города страны Пунта-Аренас или в национальный парк Торрес дель Пайне, то можно воспользоваться переходами Доротея или Рио Дон Жильермо. Дополнительных страховок делать не нужно, граница проходится за 20-30 минут. Важно помнить, что Чили — единственная страна Южной Америки, куда настрого запрещен ввоз продуктов. Яблоки, бутерброды с хамоном, чурчхелу и мешки с пшеницей лучше оставить на аргентинской стороне.
Как в Аргентине, так и в южном Чили, вдоль дорог стоят алтари Антонио «Гаучито» Хиля. Местного мифологического Робин Гуда, сражающегося с несправедливостью и защищающего бедных. Многие автомобилисты останавливаются, чтобы положить монетку на украшенный красными флагами алтарь и получить благословление святого революционера.
Иметь свою машину в парке Торрес дель Пайне — отличная идея. Пешком не обойдешь, слишком большие расстояния. Дорога грунтовая, но в офисах по аренде идут навстречу. За пыль и мелкие сколы от камешков не штрафуют. Только за вмятины. Будьте осторожнее с внезапными гуанако и страусами!
Гарантия возвращения машины — залог. Наличные в конверте ($500-800) или блокирование суммы на банковском счете. Убедитесь, что деньги на счете есть, а на телефоне включен роуминг, чтобы дошла подтверждающая смс. Если машина в порядке, деньги вернутся на счет в течение нескольких дней. Мыть машину не нужно, но залить полный бак, как правило, требуется. Если бензина окажется мало, с вас высчитают. Причем посчитают невыгодно, лучше не рисковать и заехать на заправку. Если вы оставляли залог наличными, придется возвращаться в офис. Но если деньги заморозили на карте, то машину можно сдать в аэропорту или другом городе.
На север Чили я выезжал на автомобиле из Каламы, а сдавал его в Сан Педро де Атакама. Последний населенный пункт невелик, в нем нет ни одного офиса по аренде машин. Но туристов много. Катаются на внедорожниках по пустыне Атакама, смотрят разноцветные сухие долины и поля гейзеров. Многие затем уезжают в Боливию на солончак Уюни. Арендованные машины оставляют на единственной в Сан Педро заправке, а специальный человек отгоняет их назад. Иногда подобные услуги стоят дорого. Например, за возвращение машины из Лимы в Арекипу (1000 км) в агентстве попросили $500. Иную машину за такие деньги можно купить целиком.
Всего одна заправка и на острове Пасхи. Остров так же принадлежит Чили, но расположен в 3500 км от материка и относится не к Южной Америке, а к Полинезии. Почти каждый из 5 тысяч островитян что-то сдает или продает туристам. Выбор транспортных средств широк: скутеры, спортивные мотоциклы, багги, джипы, пикапы, микроавтобусы. Страховка и гарантии зачастую не требуются. В случае чего, куда вы денетесь с острова?
Остров Пасхи выглядит как треугольник с гипотенузой в 25 км. За день его можно объехать целиком. На второй день вам не нужны дорожные указатели, вы и так помните, где и что расположено. Один поселок, одна заправка, ни светофоров, ни дорожных полицейских. За соблюдением правил никто не следит. Если в кого-то врежетесь, в считанные часы весь остров будет знать, что вы натворили. Но дороги хороши, дистанции невелики, транспорта мало, и устраивать аварию нет ни малейшей причины.
Другое дело — Сантьяго, столица Чили. Пробки, ремонт дорог, нетривиальная разметка, выделенные полосы для автобусов, сложные развязки. Запутаться легко. И даже популярный офф-лайн навигатор Maps Me периодически говорит «ой» и делает вид, что он не точный прибор, а барабан из «Поле чудес»: то ли «приз» выпадет, то ли «банкрот».
По моему опыту, лучшее место для аренды машины — Пуэрто-Игуасу в Аргентине. Это там, где находится одноименный чудесный водопад Игуасу. За те же деньги, что на юге стоит малолитражка, в этом городке можно взять шикарный новый микроавтобус. Автоматическая коробка передач, мягкий ход, комфортные сиденья, климат-контроль, телевизор, интерьер космического корабля. Оформляется элементарно. Если захотите поехать в Бразилию, чтобы посмотреть на водопад с другой стороны, вас даже не остановят на границе. Я десять минут разыскивал таможенников, чтобы оформить выезд. С трудом растолковал им в чем дело, но мне просто махнули рукой: «Ты же вернешься? Ну, и езжай себе. Ничего не нужно!».