В эту поездку в Анталию мы прокатились на первой турецкой туристической подводной лодке Nemo Primero. Спустили ее на воду еще в прошлом году, но своих первых туристов она дождалась лишь в этом сезоне – очень долгое время заняло оформление и получение разрешения на деятельность и решение всяких проволочек.
Подводная лодка совершает погружение от порта Калеичи несколько раз в день. Нам предложили на выбор погружение в 8.00, 10 часов утра или 12 часов дня, но на полдень при этом брать экскурсию не советовали – видимость под водой в этой время сильно снижается. Мы выбрали 10 часов утра, чтобы успеть к этому времени добраться до Калеичи.
Но вот мы уже в порту и спешим к месту назначения мимо всяких пиратских шхун для увеселительных туров, при взгляде на которые так и хочется спеть: «А я буду пиратом-гадом, Всех поставлю раком-задом…»
Подлодка поджидала нас у пристани в самом конце порта. Небольшая и очень симпатичная.
В ожидании, пока прибудут остальные пассажиры, мы успели познакомиться и поболтать с капитаном и его помощником.
Капитан, Танкут-бей (слева) – бывший подводник, уже на пенсии, но так и не оставил любимого занятия. На протяжении всей экскурсии чувствовалось, что оно ему не просто по душе, а он до сих пор ловит от него самый настоящий кайф. Его помощник тоже раньше служил во флоте.
Наконец подъезжают группами остальные туристы, и мы по узенькой лесенке (их две) спускаемся внутрь подводной лодки.
Занимаем места рядом с рубкой капитана.
Остальные пассажиры тоже рассаживаются. С левой стороны борта при этом оказывается стена причала, которую многие тут же начинают фотографировать.
Приборы. Ничего не понятно, но ужасно интересно.
Ну куда же в Турции без назарлыка?
Подводная лодка рассчитана на 46 пассажиров. У каждого иллюминатора – по два сиденья, на которых можно удобно расположиться лицом наружу, чтобы следить за происходящим.
Данные с компьютера капитана передаются также на небольшие экранчики внизу иллюминаторов, так, что можно получать информацию непосредственно с них.
Последние приготовления – и мы отходим от берега.
Пока мы плывем к месту погружения, дается информация на русском, немецком и английском языках для туристов – о подводной лодке и ее характеристиках. Вся экскурсия занимает 1 час.
Время от времени «за окном» проплывают небольшие рыбешки – поодиночке и стайками, но, пока пытаешься поймать их в объектив, они уже у следующего иллюминатора).
Через некоторое время мы достигаем места погружения и можем наблюдать с экранов, как оно происходит.
Вот наша подводная лодка уже скрылась под поверхностью воды. Всего мы погрузимся на 30 м.
Вскоре возле лодки появляются водолазы.
Капитан приветствует их.
Водолазы осматривают переднюю часть подлодки, якобы что-то там замечая. Между ними и капитаном происходит пантомима из жестов, понятная только им, но следить за ней интересно.
Глядя на водолазов, мне сразу вспомнилась какая-то ТВ-передача про дайверов, исследовавших старое затонувшее судно. В ней, когда один из водолазов стучал по металлической части судна молотком, откуда-то приплыл рассерженный осьминог и давай отбирать молоток. Типа, «не стучи, аби, голова болит». В конце концов отобрал и так и уплыл с этим молотком.
Часть водолазов тем временем подплывает к иллюминаторам, приветствуя пассажиров.
А за водолазами с нашего, правого борта проглядывает силуэт затонувшего корабля – к нему-то мы и плыли.
Французское судно «Сен-Дидье» затонуло в заливе Анталии во время Второй мировой войны. Оно направлялось к берегам Северной Африки, везя боеприпасы и оборудование для военной операции в пустыне.
Судно было замаскировано под плавучий госпиталь для оказания медицинской помощи, и экипаж носил гражданскую одежду. Возле берегов Анталии судно подверглось атаке со стороны союзников и пошло ко дну на глазах жителей города.
Пока мы медленно плывем, осматривая корабль, рассказывается на 3-х языках его история и на экранах демонстрируются кадры Второй мировой войны.
Вот так даже в нейтральной на тот момент Турции можно найти отголоски сражений тех лет…
Корабль большой – в длину 110 м., и плывем мы мимо него долго.
Кстати, видимость, которая была во время нашей экскурсии, считается неплохой. Буквально днем ранее, по словам капитана, вода была абсолютно прозрачной, как стеклышко. Бывает и так, что, кроме голубой мути, ничего не видно. Или совсем темно. Это зависит от многих условий, как попадешь. Так что, наверно, у туристов бывают и разочарования.
Нам было видно даже стайки рыб, плавающих вокруг корабля – морские обитатели любят такие места и обживают их. Во многих местах их специально приманивают, спуская под воду разные объекты.
Вот уже видна цепь на носу корабля, и мы поворачиваем в обратную сторону, чтобы его смогли осмотреть и пассажиры левого борта.
Водолазы тем временем продолжают исправно «трудиться» в рамках шоу.
А мы замечаем что-то непривычное. На глубине 30 м начинают пропадать цвета – сначала красный, а вслед за ним оранжевый. Огнетушитель становится баклажанного цвета, а мой апельсиновый блузон – оливковым.
Веер на самом деле тоже красный. Законы физики в действии).
Капитан тем временем включает музыку, и мы теперь плывем под Дип Перпл. Под Child in Time я еще, признаться, на подлодке не плавала (как будто я вообще до этого на ней плавала, хех))). Вслед за ней звучат другие рок-баллады, а завершает музыкальную подборку, конечно же, бессмертный хит Битлз про Yellow Submarine. Можно подпевать вместе).
Пора всплывать, капитан переговаривается с сопровождающим нас над водой судном.
Водолазы удаляются, сверкая пятками ластами.
Подводная лодка выпускает воздух, и он поднимается забавными неправильной формы пузырьками.
Вот уже на экранах видно, как мы всплываем.
И в сопровождении катерка направляемся к порту.
Капитан поднимается наверх и следит за приближающимся берегом. Это его стихия.
Еще немного – и мы снова на берегу, в порту Калеичи, откуда отплывали час назад.
Не знаю, насколько получили впечатления другие пассажиры, но лично нам было интересно. Возможно, на наше восприятие накладывалось общение с капитаном и непосредственная близость к его рабочему месту, что давало нам бОльший обзор. В общем, мы остались вполне довольны, в том числе и самим процессом погружения и пребывания под водой – думаю, это многим интересно.
В дальнейшем компания, запустившая эту экскурсию, планирует расширить свой подводный флот и организовывать другие туры. Так что в будущем, возможно, будет несколько разных экскурсий, на выбор. Остается только следить за новостями).
Источник: https://marmara-calypso.livejournal.com/