Судно построено для рыбной ловли в 1912 году в городе Лейдердорп в Нидерландах на верфи «Gebroeders Boot». Первым портом приписки для логгера CH374 «Sterne» («Звезда») – такое имя дали судну при спуске на воду) – стал городок Швенинген близ Гааги, современный курорт, сто лет назад бывший обычным рыбацким поселком на берегу Северного моря.
После войны в 1927 г. шхуна покидает королевство Нидерланды, меняя порт приписки на Гамбург, крупнейший рыболовецкий порт Германии. Весь Веймарский период «Edelgard» (именно такое название дает шхуне новый владелец) исполняет свои прежние обязанности рыболовецкого судна. Существенным изменением стала лишь установка нового двигателя в семьдесят лошадиных сил производства германского концерна Deutsche Werke.
«Edelgard» был продан Феликсу графу Люкнеру 3 июля 1936 года. Граф удлинил носовую часть и изменил форму форштевня, шхуна приобрела новый эффектный клипперштевень, был установлен боле мощный дизель в сто сорок лошадиных сил. Обновлённое судно получило новое название – «Seeteufel» (Морской Дьявол). Люкнер назвал шхуну своим собственным прозвищем, полученным во время рейдерства на коммуникациях Первой мировой. В 1938-1939 гг. шхуна совершила первое и единственное кругосветное путешествие под флагом со свастикой, по маршруту: Гамбург – Норвегия – Атлантический океан – Панамский канал – Полинезия – Австралия – Голландская Ост-Индия – Аденский залив – Суэцкий канал – Гамбург. Кругосветное плавание финансировалось имперским министерством народного просвещения пропаганды, основной целью акции стало ознакомление общественности пунктов стоянки судна с главными теоретическими положениями идеологии национал-социализма. После возвращения в Германию граф Люкнер передал шхуну в яхт-клуб Штецина (Восточная Пруссия). В 1943 г. «Seeteufel» был продан за неимением средств к содержанию и эксплуатации.
Почти всю войну шхуна «Seeteufel» провела на стоянке в прусском порту Штетцине, ныне польском Щецине. В 1943 г. её присмотрел для своего института известнейший австрийский исследователь-подводник Ханс Хасс. Хасс знаменит прежде всего тем, что еще до Жака Кусто провел первые успешные фото и киносъемки погружения человека под воду. Финансировал покупку шхуны Институтом морских исследований правящий князь Лихтенштейна Франц Иосиф II. Однако несмотря на факт приобретения, перевести «Seeteufel» из Штецина в Средиземное море на Адриатику, где проходили съемки института подводных исследований Ханса Хасса, не удалось.
12 февраля 1947 г. шхуна была передана в пользование военно-морской академии имени Ворошилова (ныне военно-морской академии им. адмирала Кузнецова). а через полтора года, 14 июня 1948 г. – в пользование Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, под новым именем «Надежда».
В 1948 г. шхуна «Надежда» совершила первый переход до Таллина в качестве учебного парусного судна Нахимовского училища. Экипаж почти полностью состоял из воспитанников 2 роты, только что окончивших девятый класс.
В июле 1956 г. из Нахимовского училища шхуна попала в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы, а в 1958 г. была исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана в Центральный яхт-клуб областного совета профсоюзов. Название шхуны изменилось сначала на «ПКЗ-134», а потом, в Центральном яхт-клубе, на «Ленинград».
В 1962 г. шхуна прошла значительную модернизацию на военно-морском заводе «Алмаз». Корпус был утеплен, появился полуют и расположенная на нем рулевая и штурманская рубка, деревянный настил палубы был заменен стальным, изменилась надстройка и планировка нижних помещений. По всей видимости в это же время шхуна лишилась оригинального, уникального для своего времени, ВШР винта, способного изменять угол лопастей, он был заменен на винт производства завода «Алмаз». Кроме того, судно было снабжено новым радионавигационным оборудованием, были установлены: РЛС «Лоция», радиопеленгатор АРП-50, гиромагнитный компас, УКВ и КВ радиостанции, громкоговорящая связь.
30 мая 1966 г. в ходе перехода шхуны из Ленинграда до Таллина, в районе острова Северный Виргин шхуна «Ленинград», с воспитанниками ДСПШ на борту, наскочила на подводный камень. В трюме образовалась течь. Капитан судна сумел организовать переправу экипажа на остров, однако, в виду отсутствия на борту судна рации, ждать помощи пришлось более двадцати часов. Помощь оказали спасательное судно «Валдай» и буксир «Сучан». 2 июня были окончены спасательные работы, 3 июня буксир доставил «Ленинград» в Ломоносов. Шхуна была в одном шаге от гибели, её спасло решение капитана открыть кингстон в трюме и плотнее посадить шхуну на камни путем затопления трюма.
«Ленинград» преимущественно использовался воспитанниками детской школы юношеского олимпийского резерва, но, также привлекался для проведения научно-исследовательской экспедиции студентов океанологов географического факультета ЛГУ.
С 1970 по 2005 гг., попеременно с трехмачтовой шхуной «Кодор», шхуна «Ленинград» занимала почетную церемониальную должность главных «Алых парусов» Ленинграда и Санкт-Петербурга. Символом праздника выпускников шхуна стала опять же благодаря своей чрезвычайной эффектности.
После распада СССР шхуна находилась на балансе речного яхт-клуба Санкт-Петербурга, который впоследствии осуществил попытку продажи судна одному из членов общества памяти графа фон Люкнера, базировавшегося в Галле. Несмотря на переговоры о продаже шхуны зарубежныму владельцу, из порта приписки, Санкт-Петербурга, она так и не вышла. В 2008 году шхуну «Ленинград» приобрел Алексей Николаевич Сидоров, яхтсмен, энтузиаст и предприниматель из Петербурга.
После двухгодичного ремонта шхуны 2009-2010 гг. на судостроительной верфи «Речная» в Уткиной заводи были выполнены работы по ремонту корпуса – усиление набора, обварка заклепок, продублирована обшивка в районе переменной ватерлинии. Перепланированы нижние помещения, полностью изменена архитектура корпуса выше главной палубы, полностью заменен стоячий и бегучий такелажи, пошиты новые паруса, появились гафель на фоке и реек на стакселе, перебран главный двигатель, установлены два новых дизель-генератора. Судно снова было спущено на воду.
Характеристики судна:
- Длина макс., м: 24
- Ширина макс., м: 6,6
- Осадка, м: 2,5
- Водоизмещение, т: 700
- Паруса, м. кв.: 239
Источник: https://www.nadezda-morey.ru/