Четырехмачтовый барк “Крузенштерн”: история и незабываемое фотопутешествие на борт судна

0
2258
views

Четырехмачтовый барк (экс-«Падуя» немецкой постройки 1926 года) после передачи СССР по репарациям, с 1946 года носит имя Ивана Федоровича Крузенштерна – выдающегося российского мореплавателя, исследователя, адмирала (1770-1846).

Более, чем десяти географическим пунктам на карте мира присвоено имя этого человека, среди них: риф, пролив, остров, а с 1935 года – даже кратер на видимой стороне Луны. «Крузенштерн» также – памятник в Санкт-Петербурге напротив здания Морского кадетского корпуса на набережной лейтенанта Шмидта, а еще портовый буксир, Аэробус-320 компании Аэрофлот и международный авто-лайнер Санкт-Петербургской транспортной компании. Это имя носят улицы и проспекты в десятках городов и даже общеобразовательная школа в немецком Ростоке. Но все-таки первая ассоциация с ним у большинства людей сегодня возникает именно в связи с парусником «Крузенштерн».

История не сохранила подробностей, кто именно предложил полученный по репарациям четырехмачтовый барк «Падуя» назвать в честь великого мореплавателя. Однако имя бесстрашного участника многих морских сражений, адмирала, организовавшего первую российскую кругосветную экспедицию, стало для судна по-настоящему счастливым. Оно дало паруснику возможность не только продолжить жизнь на воде, но и дало новую, созидательную судьбу. Ее можно назвать «профессионально-образовательно-представительской», поскольку ныне борт судна – это и «школа под парусами» для молодых моряков, и учебная, и дипломатическая площадка.

Картинки по запросу Барк «Крузенштерн»

Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода, сын судьи, получивший при рождении имя – Адам Иоганн фон Крузенштерн (нем. Adam Johann von Krusenstern), которое русский император Александр I в монаршем благоволении назвал «принадлежащим потомкам» и, как оказалось, слова эти оказались пророческими.

Впрочем, судьба самого Ивана Федоровича Крузенштерна, успешно сложилась только благодаря сильному характеру, железной воле, преданности морю и России, во имя и во благо которой он совершил немало по-настоящему героических, полезных и важных дел, и в том числе – первое кругосветное плавание. Экспедиция завершилась триумфом российских моряков, политиков, ученых, придала новый вектор развития российской дипломатии и торговле. Интерес к масштабным начинаниям неоднократно демонстрировал впоследствии и барк «Крузенштерн», предпринявший две «кругосветки», трансатлантическую экспедицию, побеждавший в престижнейших гонках, до сегодняшнего дня осваивающий новые проекты и широты.

Исторические источники гласят, что Крузенштерн родился он в 1770 году в Эстляндской (Эстонской) губернии близ Ревеля (совр. Таллин) в родовом имении. Его отец, Иоганн Фридрих, и мать, Кристина Фредерика, были небогатыми дворянами, однако отдали сына учиться в престижное учебное заведение – Морской кадетский корпус. Там он сменил имя Адам Иоганн на Иван – более благозвучное для русского уха. Отчество перенял у лучшего друга Юрия Федоровича Лисянского. Надо сказать, что их дружба прошла много испытаний и продолжалась всю жизнь. Именно Лисянскому Крузенштерн доверил закупку кораблей для первой российской «кругосветки».

Незавершивший из-за военных действий лицейский курс, Крузенштерн попал на русско-шведскую войну, участвовал в сражениях, и за проявленную доблесть получил внеочередное звание лейтенанта. Затем энергичный и решительный офицер учился в Англии, на кораблях этой страны побывал в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Скорее всего, именно тогда он задумался о возможности кругосветных плаваний и необходимости исследования торговых путей для России.

Планам суждено было сбыться после дворцового переворота при Александре I. На судах «Нева» и «Надежда» плавание Ивана Крузенштерна и его команды продлилось три года. Оно имело огромный международный резонанс, а также научное и практическое значение. Русские мореплаватели исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся тогда самыми точными. Экспедиция открыла новые острова, провела научные наблюдения, собрала богатые коллекции, впервые в истории провела профессиональные метеорологические исследования, впервые прошла морским путем из европейской части России до Камчатки и Аляски. Труды получили заслуженное признание. Крузенштерна повысили в чине, избрали членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

После возвращения из плавания прославленный мореплаватель углублял познания в вопросах морского дела и гидрографических промеров, пытался определить влияние экономики и коммерции на географические исследования и открытия. Интересовался местом географии в системе наук, ее связью с физикой, химией, философией и историей. Кроме прочего, Иван Федорович состоял в переписке с непререкаемыми авторитетами в области географических исследований: англичанином Джоном Барроу, Гумбольдтом, картографом Эспинозой и другими известными учеными того времени.

Картинки по запросу Барк «Крузенштерн»

Награжденный Орденами Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Александра Невского и алмазными знаками к нему, Крузенштерн треть своего состояния пожертвовал на народное ополчение в Отечественной войне 1812 года. В это время он примерил на себя новую роль, войдя в состав дипломатической миссии в Лондоне. После окончания наполеоновских войн великий мореплаватель принимал участие в организации экспедиций О. Коцебу, позже – Беллинсгаузена и Лазарева, завершившихся открытием Антарктиды.

Отошедший от морских дел, в отпуске по болезни, в своем имении Крузенштерн продолжил научные занятия. Он закончил работу над книгой о кругосветном путешествии, представил несколько записок Адмиралтейству, в т.ч. о необходимости составления «всеобщего морского атласа». После выхода Атласа, на издание которого выделил средства император Александр, и в России, и в Европе, Крузенштерна стали считать первым гидрографом Тихого океана. Сам же Атлас вышел далеко за рамки гидрографии: вместе с материалами кругосветной экспедиции он в большой степени способствовал дальнейшему развитию наук о Земле.

С 1827 года знаменитый ученый-мореплаватель, к тому времени произведенный в вице-адмиралы, был директором Морского корпуса, на посту которого существенно улучшил быт кадетов. Одновременно он работал во многих научных учреждениях. При деятельном участии адмирала в России было организовано Географическое общество (РГО), ставшее одним из самых мощных и авторитетных в мире.

Почил Крузенштерн 24 августа 1846 г. в своем имении Асе. Его похоронили в Ревеле (сегодня –Таллин) в Домской церкви. Дело Крузенштерна продолжили сын, Павел Иванович, и внук Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

Кроме «Атласа Южного моря» с объяснительным текстом, Иван Крузенштерн написал книгу «Путешествие вокруг света в 1803— 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева»». В сокращенном варианте книга была переиздана в 1950 г.

Потомки Крузенштерна, проживающие сегодня в разных странах Европы, не теряют связь с барком, принимают приглашения, участвуют в мероприятиях парусника, пополняют судовой музей ценными подарки и сувенирами. Барк, в свою очередь, продолжает добрые дела и лучшие традиции морской России, гордо несет имя великого мореплавателя, прославляет учебное заведение, дарит всем любителям парусников незабываемые минуты созерцания величайшего творения человека – судна, рассекающего волны под наполненными ветром парусами.

Парусник «Крузенштерн», уже не первый год, поддерживает компания Ростелеком. В том числе, благодаря ей, «Крузенштерн», является гордостью не только российского, но и мирового флота.


1. «Крузенштерн» — учебное парусное судно. На данный момент принадлежит Балтийской Академии рыбопромыслового флота России.


2. На его счету, помимо участия во всевозможных регатах, два кругосветных путешествия и одно трансатлантическое.


3. Порт приписки — город Калининград.

4. В один из дней пребывания парусника в Санкт-Петербурге, при содействии компании Ростелеком, его могли посетить все желающие. Согласитесь, свадебные фотографии на борту парусника — это так романтично.


5. Команда насчитывает чуть менее 200 человек, из которых 130 курсантов, 20 практикантов и основной экипаж.


6. Практикантом может стать каждый желающий из любой страны мира. Вы можете сесть на корабль в одном порту следования и выйти в другом, все зависит от ваших желаний и возможностей. Если захотите, можете помогать команде в работе. В любом случае койко-место и четырех разовое питание вам обеспечено.


7. А вот и будущий капитан знакомится с устройством корабля.


8.


9. Комната для молебна.


10. В команде парусника есть и девушки. Сам капитан признал, что женщины на корабле благотворно влияют на атмосферу в коллективе.


11. Несмотря на возраст, барк находится в отличном состоянии. Раз в год он проходит полный технический осмотр с проверкой всех механизмов и оборудования.


12. Музей барка Крузенштерн. В коллекции награды, полученные парусником в разные годы, подарки команде из разных стран, а также артефакты, относящиеся к истории самого парусника.


13. Парусник был построен в 1926 году в городе Бремен (Германия) и получил имя «Padua».


14. В Германии он был грузовым и учебным судном. В 1946 году перешел к Советскому Союзу, как военный трофей и с февраля 1946 года носит имя «Крузенштерн».

15. Капитаны. В настоящее время парусник ходит под началом Михаила Вячеславовича Новикова.


16. Капитан нашел время, чтобы пообщаться с нами лично и рассказать о буднях корабельной жизни.


17. В таких каютах живут курсанты. Практика курсантов длится 3 месяца.


18. Столовая курсантов. Субординация соблюдается четко — курсанты едят в одном помещении, офицеры в другом.


19. При этом различий в питании не существует — меню для всех одно.


20. Художественный беспорядок в каюте девушек.


21. Результат творческого процесса.


22. Рояль, дважды пострадавший во время шторма, несмотря ни на что используется по назначению — в команде есть девушка, владеющая инструментом.


23. Комната для приема пищи офицеров.


24. Портрет И.Ф. Крузенштерна из янтаря. Подарок паруснику.


25. Каюта для особо важных гостей. Парусник используется в том числе и для проведения официальных мероприятий. Например, в 2010 г. здесь состоялась встреча Владимира Путина с Уго Чавесом.


26. Здесь осуществляется управление парусником. Капитан показывает карту погоды.


27. Как рассказал нам Михаил Вячеславович, во время путешествия парусник идет 20% только под парусами, 30% — паруса и двигатель, 50% — только двигатель.


28.


29. Это карта показывает местонахождение парусника и других судов.


30.


31. Сейчас корабль оснащен всеми современными техническими средствами связи и члены экипажа имеют доступ в сеть интернет во время экспедиций.

32. Оборудование радиорубки.


33. Карта погоды на бумаге — своеобразный артефакт в настоящее время.


34.


35. Паруса и мачты являются взаимозаменяемыми, что не раз спасало парусник во время штормов.


36. Парусник был сконструирован настолько продуманно и функционально, что даже современные кораблестроители очень часто приезжают, чтобы изучать его устройство.


37. Вечер отправления парусника «Крузенштерн» из Санкт-Петербурга. Погода не задалась.


38. Город «плакал», прощаясь с барком.


39. К сожалению, проливной дождь не позволил нам увидеть парусник с развернутыми парусами. Но мы надеемся, что наш репортажи из Франции и Англии покажут его вам во всей красе.


40. Парусник «Крузенштерн». (Фото взято с сайта парусника).

Источник: https://bigpicture.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here


CAPTCHA Image
Reload Image