Трехмачтовые парусные фрегаты России и СССР: краткий обзор

0
10260
views

Эта серия однотипных трёхмачтовых парусных фрегатов была построена в конце 80-х-начале 90-х г.г. прошлого века на гданьской судоверфи (Польша) по проекту B810. Для СССР было построено 5 фрегатов: (По дате постройки): “Дружба”, “Мир”, “Херсонес”, “Паллада”, “Надежда”. После развала СССР ” Дружба” (порт приписки Одесса) и “Херсонес” (Керчь, позже Севастополь) отошли к Украине. После присоединения Крыма к России “Херсонес” вновь стал нашим. Все российские фрегаты – в строю. Украинская “Дружба” пребывает в нерабочем состоянии (как и вся эта “страна”) – с 2002 года стоит в отстое, в 2007 г. исключёна из списков морского Регистра. Фото фрегата “Дружба” (2015- или 16 г.г.):

Порты приписки российских фрегатов и владельцы: “Мир” – Санкт-Петербург , Санкт-Петербургская государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова:

“Херсонес” – Севастополь,  Росрыболовство, ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический институт»:

“Паллада” – Владивосток, Росрыболовство, “Дальрыбвтуз”:

“Надежда” – Владивосток,  ДВГМА им. Невельского:

 

Вот интересное фото от сентября  2016 г. встречи 3-х “сестёр” – “Надежды”, “Мира” и  “Херсонеса” в Цемесской (Новороссийской) бухте перед регатой:

Основные технические характеристики:

  • Длина наибольшая (с бушпритом) — 108,6 м
  • Ширина наибольшая — 14,0 м
  • Максимальная осадка — 6,6 м
  • Водоизмещение — 2 284 т
  • Двигатели  — “Zultzer-Zigelski” 2× 419 кВт
  • Высота грот-мачты — 49,5 м
  • Количество парусов — 26
  • Площадь парусов — 2771 м²
  • Автономность плавания 30 сут.
  • Скорость 10 уз. под дизелями
  • 18,7 уз. под парусами
  • Постоянный экипаж 51
  • Число практикантов 144
  • Краткая биография  фрегатов

“Мир”

С момента спуска на воду в 1987 г. корабль неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах (включая «Катти Сарк»). В 1992 г. выиграл большую регату, посвящённую 500-летию открытия Америки.

Парусник «Мир» ежегодно участвовал в международной регате «Катти Сарк Талл Шипс Рейсес» (в период с 1988 по 1989, в 1991 и 1993 году, в период с 1996 по 1998 год, в период с 2000 по 2002 год), преобразованной в 2002 году в «Талл Шипс Рейсес» (в период с 2003 по 2014 год). Принимая участие в данных регатах, организованных Международной организацией парусной подготовки (STI),  «Мир» несколько раз побеждал и на отдельных этапах, и в общем зачёте гонок. В 2003 и 2004 годах судно дважды получило главный приз – большую серебряную тарелку. С момента начала проведения таких регат (с 1956 года) парусник «Мир» – единственное парусное судно класса «А», завоевывавшее главный приз два года подряд.

Считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами — 21 узел (38,9 км/ч). В 2010 году установил рекорд средней в регате скорости — 11,3 узла.

“Херсонес”

Первоначально планировалось назвать новый фрегат «Александр Грин», но на воду он был спущен уже как «Херсонес», в честь 1000-летия Крещения Руси. Одним из тех, кто принимал парусник в 1989 году в Гданьске, был нынешний парусный боцман «Херсонеса» Станислав Максименко:

— “Строили корабль на знаменитой судоверфи имени Ленина в Гданьске. Теперь ее уже нет. Как-то зашли в Гданьск, хотел сходить на завод, так даже места не смог найти. Мы тогда во всем сами участвовали: и когда машину устанавливали, и когда мачты ставили, цистерны вываривали, делали каюты, водопровод…, в общем, принимали судно по частям и все целиком”.

С вводом в эксплуатацию в 1989 г., судно под управлением Черноморского отряда учебных судов совершало учебные международные рейсы с курсантами на борту. В 1991 г. «Херсонес» передан Керченскому филиалу Калининградского технологического института рыбной промышленности и хозяйства. В 1992 г. судно перешло под Украинский флаг, лишилось валютного финансирования и возможности приобретать запасные части для ремонта импортного оборудования.

Руководство уже Керченского морского технологического института заключило договор с немецкой компанией Inmaris Perestroyka Sailing, по которому Inmaris нес большинство расходов на содержание и эксплуатацию судна в обмен на возможность его коммерческой эксплуатации. Корабль принимал участие во многих морских фестивалях Европы и выполнил множество дальних походов. В 2000 г. судно прошло переоборудование. Тогда же отношения с Inmaris украинской стороной были разорваны. Пошли тяжёлые времена в отсутствии финансирования.

Фрегат «Херсонес»  с 2006 года стоял на приколе в Керчи, где врастал в ил, разваливался и разворовывался. Весной 2014-го парусник вместе со своим портом приписки и всем Крымским полуостровом вошел в состав России. В сентябре 2016 года после ремонта в Севастополе впервые за 10 лет «Херсонес» вышел в море, чтобы принять участие в  регате «SCF Black Sea Tall Ships Regatta – 2016».

“Паллада”

Фрегат построен в Польше на Гданьской судоверфи в 1989 году. Флаг был поднят 4 июля 1989 года.

Назван в честь фрегата «Паллада» русского военного флота который в 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В этом походе участвовал писатель И. А. Гончаров.

Участник многих регат. Фрегат «Паллада» установил официальный личный рекорд скорости 18,7 узлов .  Во время кругосветного плавания 2007—2008 «Паллада» установила новый рекорд 18,8 узлов. Этот рекорд был зафиксирован в бортовом журнале, а также заснят на видео, но официально не оформлен. За годы эксплуатации парусником пройдено свыше 600 000 морских миль.

Ежегодно учебное парусное судно совершает по 4 рейса, география его заходов обширна: Япония, КНР, Южная Корея, Вьетнам, Сингапур, Австралия, США. Всего судно посетило 107 портов в 37 странах. Всемирную известность УПС «Паллада» завоевало не только своими участиями в международных регатах и парусных фестивалях в странах Европы, Америки, Австралии и Азии, где всегда занимало призовые места.Парусник успешно совершил кругосветку, посвященную 190-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева и 50-летию начала российских исследований Антарктиды.

В 2011 г.  «Паллада» учавствовала в 100-дневной  Международной транстихоокеанской экспедиции, посвященной 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина и 270-летию открытия Русской Америки российскими мореплавателями.

“Надежда”

Построена  в Польше на Гданьской судоверфи в 1991 году. Флаг Российской Федерации на корабле был поднят 5 июня 1992 года.

Название паруснику было дано в честь легендарного шлюпа «Надежда», на борту которого российские моряки под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского впервые в истории отечественного флота совершили кругосветное плавание.

 Парусник оснащен современным оборудованием дистанционного зондирования океана и современной вычислительной техникой, современными коммуникациями, позволяющими передавать и получать данные через Интернет и проводить телеконференции.

На паруснике проходят  практику курсанты высших морских учебных заведений страны. (Ежегодно более 450  человек).

Свыше 20 масштабных морских научно-исследовательских экспедиций с 1997 по 2012 годы были совершены «Надеждой» в рамках проекта “Дальневосточный плавучий университет” совместно с ведущими отечественными и зарубежными научными организациями. В частности, история экспедиций парусника :

В 1997-1998 годах, во время первой морской экспедиции парусника «Надежда», проведены измерения концентрации хлорофилла А в верхнем слое океана и испытаны первые варианты проточных лазерных судовых флуориметров.

В 2000 году парусник участвовал в экспедиции по исследованию биооптических и гидрохимических параметров шельфовых вод Японского моря и возле острова Сахалин и испытания судовых лазерных спектрометров для мониторинга биооптических параметров морской воды.

В 2001 году экспедиция парусника «Надежда» на акватории Охотского и Японского морей, где проведены комплексные исследования морских экосистем Дальневосточных морей, выполнены подспутниковые измерения биооптических характеристик морской воды для разработки региональных алгоритмов восстановления концентрации хлорофилла А по данным спутниковых сканеров морской поверхности и проведён экологический мониторинг морских вод в заливе Пильтун о. Сахалин. В ходе экспедиции проведены испытания судовых лазерных спектрометров для определения элементного состава морской воды и клеток фитопланктона, а также испытан судовой лидарный комплекс для зондирования высотных слоёв атмосферного аэрозоля.

В 2002 году в рамках экспедиции в акваторию Охотского моря выполнялись комплексные исследования параметров, определяющих условия развития фитопланктонных сообществ, проведены испытания новых судовых лазерных спектрометров и подспутниковые измерения концентрации хлорофилла А по ходу судна. Проведён большой комплекс акустических исследований, особенно в районах выхода метана (в виде «газовых факелов») со дна Охотского моря.

В 2003-2004 годах, во время кругосветного плавания, на борту фрегата проводились комплексные исследования атмосферного аэрозоля, биооптических параметров верхнего слоя океана, характеризующих состояние фитопланктнных сообществ, метеопараметров атмосферы, проводилось акустическое зондирование верхнего слоя океана (ВСО). Проведены уникальные исследования процессов переноса атмосферного аэрозоля над Красным морем во время песчаных бурь в пустыне Сахара и на Аравийском полуострове. Проведены измерения биооптических параметров океана и акустическое зондирование горы Ампер в Атлантическом океане. Получены данные об эффективности воспроизводства органического вещества фитопланктонными сообществами для различных районов Мирового океана и развита методика классификации фитопланктонных сообществ по темпам воспроизводства органического вещества. Проведено гидролидарное зондирование верхнего слоя океана одновременно с акустическим зондированием.

В 2006 году парусник «Надежда» совершил переход в устье Амура и в залив Пильтун на о. Сахалин, где в рамках совместного проекта с фондом защиты дикой природы IFAW на борту судна выполнялись исследования акустического воздействия индустриального происхождения на поведение популяции серых китов, обитающих в водах Охотского моря.

В 2008 году в ходе экспедиции судно побывало в акватории залива Петра Великого, где проведены комплексные измерения биооптических параметров морской воды, для разработки региональных алгоритмов восстановления концентрации хлорофилла А из данных спутниковых сканеров цвета морской поверхности.

В 2009 году парусник «Надежда» участвовал в экспедиции, организованной Дальневосточным и Сибирским отделениями Российской академии наук к вулкану Пик Сарычева на остров Матуа, где с использованием лазерного зондирования были проведены исследования микрофизических параметров вулканического пепла, атмосферного аэрозоля вулканического происхождения, динамики и высотного распределения аэрозольных слоев в ходе извержения вулкана – самого мощного извержения курильских вулканов за последние 300 лет.

В 2010 году в рамках организованной международной экспедиции на Курильские острова и северную часть Охотского моря на борту парусника «Надежда» проводились исследования реакции фитопланктонных сообществ на извержения вулканов и воздействие фитопланктонных сообществ на формирование приводного атмосферного аэрозоля, а так же исследовалось воздействие извержения вулкана Пик Сарычева на экосистему о. Матуа.

В 2011 году фрегат отправился в рейс по Японскому морю для того, чтобы изучить воздействие катастрофы на атомной станции Фукусима на окружающую среду в рамках научно-исследовательской экспедиции, организованной Русским географическим обществом с участием ученых и курсантов Морского государственного университета им. Г.И. Невельского, научных сотрудников Дальневосточного и Сибирского отделений Российской академии наук, а также специалистов МЧС России.

 В 2012 году парусник «Надежда» участвовал в экспедиции по мониторингу атмосферы и океана, а также испытаниям телеуправляемого подводного аппарата «МАКС-300».

«Надежда» неоднократно завоёвывала призы  в международных регатах: «Sail Korea-2002», «Tall Ship 2007», двухсотмильной гонке от Нагасаки до Йосу в 2009 году, «СКФ Черноморская регата больших парусников 2014», а также почетные места в других соревнованиях.

Далее фото. Поскольку фрегаты однотипные, то фото пойдут “вперемежку”

 

.

Источник: https://cont.ws/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here


CAPTCHA Image
Reload Image