Незабываемое путешествие по горным тропам Памира

0
4923
views

Памир – одна из высочайших в мире горных систем, расположенная на юге Центральной Азии. Памир находится в точке, где сходятся величайшие горы Азии: Гималаи, Каракорум, Гиндукуш, Тянь-Шань, Гиссаро-Алай и Куньлунь.

Памирские горы расположены на территории нескольких государств: Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана. Но в узком смысле под Памиром обычно понимается Горно-Бадахшанская область Таджикистана, так как большая часть горной системы располагается именно здесь. Памирские горы на территории Китая обычно также именуются Кашгарскими. Памир в Афганистане расположен на территории провинции Бадахшан.

Еще 100 лет назад считалось, что именно Памирские горы высочайшие в мире. После появления современных методов измерения высоты Памир откатился в списке высоты в середину первой десятки. Однако на территории бывшего СССР ему нет равных. При этом высочайшие вершины располагаются в Китайском Памире. Это вершины Конгур (7649 м), Конгуртюбе (7530 м) и Музтаг-Ата (7546 м). В Таджикском Памире высочайшими вершинами являются:

  • пик Сомони, ранее пик Коммунизма (7495 м – высочайшая вершина экс-СССР);
  • пик Авиценны (Ибн Сины), со стороны Киргизии по-прежнему носящий название пик Ленина (7134 м);
  • пик Корженевской (7105 м).

Если отставить труднодоступные способы попасть на Памир через Афганистан и Китай, то основных маршрутов добраться до этих гор два:

  • северный через киргизский город Ош;
  • западный через столицу Таджикистана Душанбе.

Северный путь через Ош намного легче, но у него есть один критический недостаток. При поездке из Оша почти сразу с небольшой высоты попадаешь на высоту более 4 тыс. метров над уровнем моря. Такое резкое повышение высот крайне опасно для здоровья из-за риска заболеть горной болезнью, которая может привести к смерти. Западный путь через Душанбе более благоприятен, так как увеличение высоты идет постепенно и организм человека успевает приспосабливаться. Поэтому главный маршрут по Памиру лежит через Душанбе, проходит по горной системе, и заканчивается на выезде с Памира в Оше (Киргизия).

Дорога, ведущая на Памир из Душанбе, только одна – Памирский тракт (часть трассы M41 Мазари-Шариф – Ош). Из Душанбе нужно выехать в восточном направлении, а в городке Вахдат выбрать один из двух путей, ведущих в Хорог:

  • южный через Куляб;
  • восточный через Файзабад.

Большая часть восточно-памирского тракта пролегает в устье реки Пяндж на границе с Афганистаном. В Хороге дорога также раздваивается:

  • южный путь продолжается в долине Пянджа;
  • более прямой и короткий, но сложный путь лежит через высокогорные кишлаки.

Передвижение по Памирскому тракту – только на коллективных такси, личном или арендованном автомобиле либо автостопом. До кишлака Калаихум дорожное покрытие – свежий асфальт, далее – старый советский асфальт местами в «убитом» состоянии либо грунтовка.

Как и любые горы, Памир отличает крайняя неоднородность климатических и погодных условий. Климат горных вершин, Центрального и Восточного Памира – высокогорный резко континентальный с минимальным количеством осадков. На обитаемом горном плато Восточного Памира стоят суровые зимы, в январе температура ночью может опускаться ниже отметки в -30 °C, средняя температура января -15,5 °C. Летом в Восточном Памире температура редко превышает отметку в +20 °C, средняя температура июля в Мургабе – +13,8 °C. Зимний сезон здесь продолжается с октября по апрель.

Южный и особенно Западный Памир – зона влияния субтропического климата. Обитаемые долины здесь расположены на высоте до 2000 метров над уровнем моря, поэтому погодные условия сильно отличаются от Восточного Памира. Осадков выпадает в 2 раза больше, чем на востоке горной системы. Летом в долинах может быть очень жарко: средняя температура июля в Калаихуме +25 °C, в Рушане +22,4 °C, в Хороге средняя температура августа +22,6 °C. С учетом низких ночных температур это означает, что в дневное время воздух может раскаляться до 40 °C. Зимы на юге и западе горной системы намного мягче: средняя температура января в Хороге составляет -6,2 °C, в Ванче -4,9 °C, а в Калаихуме -1,8 °C.

Оптимальное время для посещения Памира – весна или осень. Идеальное время – май и сентябрь, когда в долинах не слишком жарко, а в высокогорных районах стоит комфортабельная погода с плюсовой температурой. Летом в горных долинах может быть очень жарко, однако с набором высоты жара спадает, так что летние месяцы тоже могут рассматриваться для поездки. Поздней осенью, зимой и ранней весной климатические условия на высоте свыше 3,5 км над уровнем моря слишком суровы для путешествия. В том же Мургабе зимние месяцы больше подходят для борьбы за выживание, а не для туризма. К тому же выпавший зимой снег может полностью парализовать движение по Памирскому тракту и второстепенным дорогам.

Памир населен в первую очередь памирскими народами – автохтонами этой местности с незапамятных пор. На протяжении тысяч лет памирцы составляли единую родственную общность, но после раздела Памира между окружающими странами (СССР, Китаем, Афганистаном, Пакистаном) контакты между ними почти сошли нет из-за закрытости границ.

Всего численность памирцев, или как их еще называют бадахшанцев, составляет 300 тыс. человек, из них половина приходится на Горно-Бадахшанскую область Таджикистана. Памирцы говорят на восточно-иранских языках, что отличает их от таджиков, говорящих на языке западно-иранской группы. Всего памирских народов насчитывается 8, численность некоторых (ишкашимцы, мунджанцы) не превышает и нескольких тысяч человек, а сангличцы обладают критической численностью в 100-150 человек. Самый крупный памирский народ – шугнанцы с населением в 110 тыс. человек, из них 80 тыс. – в Таджикистане.

Памиры выделяются среди других народов Средней Азии необычной внешностью: среди них встречается большое число светловолосых и светлоглазых людей, особенно светлая пигментация распространена среди детей. Это результат инбридинга – закрепления редких генов в изолированных от внешнего мира популяциях. Однако необычная внешность памирцев привела к возникновению мнений, что они – потомки воинов армии Александра Македонского.

Еще один фактор, объединяющий большую часть памирских народов, это религия. В отличие от всех окружающих народов, памирцы не сунниты, а исмаилиты-низариты – приверженцы одного из ответвлений шиитского направления в исламе. Еще одна характерная черта памирцев – многоязычие. Все они кроме родного языка знают межнациональный язык общения (таджикский в Таджикистане, уйгурский в Китае), а памирцы Таджикистана почти поголовно знают и русский язык на уровне, превосходящем основное население страны.

Памирцы населяют высокогорные долины в южном и западном Памире, а в восточной части на самой большой высоте проживают памирские киргизы – один из самых высокогорных народов мира. Численность памирских киргизов – 11 тыс. человек.

Тяжелые природные условия и высокогорный рельеф не позволяют иметь на Памире крупных населенных пунктов. Единственный город в пределах Памира это столица Горно-Бадахшанской области Хорог с населением в 30 тыс. человек. Остальные жители Памира проживают в кишлаках и поселках, самым крупным из них является Мургаб с населением 6300 человек. Это самый высокогорный населенный пункт на всей территории бывшего СССР. К крупным кишлакам также можно отнести:

  • Рушан (4000 жителей);
  • Каракуль (3500 жителей);
  • Ванч (2600 человек);
  • Калаихум (1600 жителей);
  • Мун (1200 жителей);
  • Миденшарв (1150 человек).

Крупные кишлаки являются центрами джамоатов (сельсоветов), объединяющих подчиненные кишлаки. Вместе с ними численность жителей одного сельсовета может достигать 10 тыс. человек.

Из-за суровых условий животный мир Памира относительно беден. Здесь встречаются популяции горных козлов, архаров (горных баранов), бурых медведей, сурков, снежных барсов, волков и лисиц. В западной части горной системы живут кабаны, рыси, дикобразы. Повсеместное домашнее животное, тысячелетиями разводимое местными жителями, это осел. В восточном Памире, населенном в основном памирскими киргизами, важнейшую роль играет як. Эти выносливые животные незаменимы в качестве источника мяса и шерсти.

Растительный мир Памира намного разнообразнее животного, однако в Восточном Памире флора представлена степной и пустынной растительностью – полынью, терескеном, подушечником. В долинах Южного и Западного Памира разнообразие флоры гораздо шире: устья рек покрыты тугайными лесами из берез, тополя, ивы, барбариса, кустарниками. С повышением поясности леса сменяются горными степями, а затем альпийскими лугами с зарослями полыни, типчака и ковыля.

Общественного транспорта на Памире нет в принципе. Туристы передвигаются здесь несколькими способами:

  • приезжают на своих автомобилях (мотоциклах);
  • арендуют авто с водителем на весь промежуток пути;
  • вертолетом;
  • на коллективных такси, идущих от одного кишлака к другому;
  • автостопом.

Некогда в Хорог и Мургаб летали самолеты малой авиации, но сейчас аэродромы не действуют. Оптимальный вариант передвижения по Памиру – договориться с турфирмой об аренде джипа на весь промежуток пути. Маршрут от Душанбе через весь Памир до киргизского города Ош обойдется в сумму около 10000 TJS. Маршрут занимает 5-6 дней с ночевками в кишлаках.

Вертолетом можно долететь из Душанбе до Хорога, стоимость полета примерно 400 TJS, однако билеты быстро раскупают. Дальше Хорога вертолеты не летают.

Коллективные такси – обычно 7-местные джипы возрастом старше 10 лет, идущие от одного кишлака к другому. Несмотря на ограничение вместимости, по желанию водителя в них может ехать и 9-10 пассажиров. Отправление не по расписанию, а по наполняемости, ожидание в несколько часов, пока машина наполнится, обычное дело. Стоимость зависит от расстояния и «высоты». Так, например, поездка из Душанбе в Хорог (520 км) на самом легком участке пути обойдется в 300 TJS. Дальше – дороже.

Автостоп – самый экстремальный способ путешествия по Памиру. Следует учитывать, что из-за дороговизны бензина и бедности местного населения даже путешествие автостопом, вероятно, будет платным, а о цене проезда лучше договариваться заранее. Исключение – военные, которые обычно подвозят пассажиров бесплатно. Еще один нюанс – чем выше в горы, тем меньше вероятность встретить попутную машину. За Мургабом автомобили проезжают по дорогам несколько раз в сутки. Но малолюдность Памира имеет и свои плюсы – машины перед голосующими путниками останавливаются всегда.

Поездка в Памир собственным транспортом, возможно, лучший вариант, но так как сам Таджикистан расположен в тысячах километров от России, не очень распространен. Минусы такого путешествия – дороговизна топлива (чем выше в горы – тем дороже, цена доходит до 10 TJS), ужасное качество топлива и полное отсутствие привычных заправок. В лучшем случае бензин или дизельное топливо разливают из канистр, в худшем – на протяжении пары сотен километров заправок нет вообще.

Экологическое состояние Памира оставляет желать лучшего, однако к туристическому посещению это имеет мало отношения. Главная экологическая проблема Памира – не загрязнение почвы или воздуха промышленными отходами, а деградация пастбищ и редких сельхозугодий из-за выпаса скота. Никаких промышленных предприятий на Памире нет, поэтому воздух здесь абсолютно чист. В целом малонаселенность Памира и общая отсталость Горно-Бадахшанской области снижает воздействие антропогенного фактора до минимальных значений.

Наибольший интерес туристов вызывают уникальные горные озера Памира: Каракуль (самый большой естественный водоем Таджикистана), Рангкуль, Сарез, Зоркуль, Яшилькуль, Булункуль и другие. Озера Памира имеют вулканическое происхождение, вода в них очень неестественного бирюзового цвета.

Французская копия карты Памира, составленной по результатам сьемок иезуитов Феликса да Роша и Жоа де Эспинья (1739-1760 гг.)

Французская копия карты Памира, составленной по результатам сьемок иезуитов Феликса да Роша и Жоа де Эспинья (1739-1760 гг.)

Цивилизация на Памире заканчивается в Хороге. В горных кишлаках нет крупных магазинов и, что главное, аптек. Поэтому в дорогу нужно обязательно взять с собой мощный антибиотик, обезболивающее, абсорбент, средство против кишечных отравлений и средство, помогающее при солнечных ожогах. Даже в летнюю поездку обязательно нужно брать с собой теплые вещи – ночи в местных горах могут быть очень холодные.

На время путешествия можно забыть о таких благах цивилизации, как сотовая связь и интернет. Большинство мобильных операторов в Восточном Памире не ловят. В некоторых кишлаках до сих пор нет электричества.

На Памирском тракте часто встречаются посты местного ГАИ и военных, на которых проверяют документы. Поэтому пропуск на право пребывание в области, полученный в Душанбе, забывать нельзя. С местных водителей такие посты часто собирают небольшую дань, однако туристов, путешествующих на личных авто, они обычно не трогают.

Путешествовать по Памиру абсолютно безопасно с точки зрения преступности. Местные жители очень приветливо относятся к туристам, при желании всегда можно переночевать в первом попавшемся доме – традиции гостеприимства здесь очень сильны. Однако общение с памирцами может доставлять сложности. Несмотря на хорошее знание русского языка, они мыслят совсем не так, как мы. Логика памирцев настолько отличается от европейской, что зачастую ставит в тупик.

Памир – одно из немногих мест на земле, где можно почувствовать себя пришельцем на другой планете: это совсем иной мир с удивительными красками высокогорья, с совершенно не похожими на нас людьми, с историей, насчитывающей тысячелетия.

Источник: http://snovadoma.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here


CAPTCHA Image
Reload Image