Одноместный каяк – это легкая, компактная гребная лодка, по сути представляющая собой маневренную, простую в управлении байдарку. Она предназначены для рыбалки, кратковременного отдыха на воде, дальних путешествий, для сплава по бурным рекам, для слалома, фристайла, серфинга.
Каяки имеют хорошую остойчивость, небольшую ширину и без труда преодолевают узкие и мелководные места. Одноместные модели свободно проходят крутые изгибы рек, быстро двигаются через заросли камыша и по малой воде, прекрасно слушаются управления на волнах и в бурных течениях.
Такие каяки могут перевозить довольно тяжелые грузы и являются очень удобными в долгих походах по воде. Модели одноместных каяков бывают разными и ориентированы на тот или иной способ их эксплуатации. Есть универсальные лодки, подходящие для морей и пресноводных водоемов, есть каяки для сплава по рекам, для спорта, родео, кануполо, для туризма и экспедиций. Все они имеют и сходство, и отличия, обусловленные необходимостью применения в конкретных случаях.
Одноместные каяки долговечны, выдерживают значительные нагрузки, удары, столкновения с твердыми препятствиями, резкие перепады температур. Они могут без особых повреждений пройти дном по острым ракушкам или битому стеклу, отделавшись одними царапинами.
Конструкция одноместного каяка
Каяки были изобретена еще в незапамятные времена северными жителями и тогда представляли собой каркасы из дерева, китового уса или костей, обтянутые шкурами моржей либо тюленей. Сейчас тоже существуют модели из дерева, но они больше относятся к эксклюзивным и нередко являются настоящим произведением искусства.
Самые распространенные современные конструкции одноместных каяков имеют корпуса из полиэтилена, пластика, стекловолокна и других композитных материалов. Роль «шкуры» выполняют водонепроницаемые прочные ткани из синтетических материалов.
Каяки имеют кокпит, упоры для колен, стоп, спины, анатомические сиденья, пиллерсы. Лодки оснащаются элементами непотопляемости, дренажными клапанами, герметичными отсеками, обвязкой, рукоятками. Самом важным элементом такой байдарки является её посадочная часть, включающая в себя горловину кокпита, сиденья и упоры. Кокпит в большинстве моделей выполняется в форме дверной скважины и обладает длиной, достаточной для того чтобы гребцы могли его покинуть без особого труда.
Коленные упоры нужны для управления каяками при крене и для обеспечения равновесия в нем. Они располагаются в местах, где находятся колени при широко раздвинутых ногах.
Пяточные упоры предназначаются для того чтобы гребцы могли хорошо управлять лодкой на волнах и в бурной воде. Кроме того, они обеспечивают безопасность сидящего в каяке человека и не дают ему вылететь вперед, когда лодка налетает на препятствия. Такие упоры представляют собой опорную платформу, которая фиксирует стопы и оберегает их от травм. В простейшем варианте это перекладина, поддерживающая только своды стоп. Упоры для спины необходимы для того чтобы гребцы не соскальзывали с сиденья назад. Это могут быть стропы с прокладками, пиллерсы или гнездо для них. Пиллерсы нужны для предупреждения деформации дно-деков и играют роль элементов плавучести и силовых комплектующих.
Модели одноместных каяков дополняются емкостями непотопляемости, которые удерживают лодку на плаву, когда она переворачивается. Они располагаются на носовой части и надежно закрепляются с помощью спинных упоров.
Существующие сейчас одноместные каяки имеют немало разновидностей с конструкциями, укомплектованными теми или иными элементами. Их набор зависит от вида каяка, цели его использования, сферы применения.
Разновидности одноместных каяков
Одноместные каяки различаются по системе посадки гребцов. Она может быть внутренней (Sit-In), когда гребцы располагаются в корпусе лодки, и верхней (sit-on-top), при которой человек находится сверху конструкции. Второй тип каяков используется преимущественно в регионах с теплым климатом, так как в холодную погоду плавать на нем некомфортно.
Каяки могут быть разборными, неразборными, надувными. Разборные типы (folding kayak) в своей основе имеют легкий каркас из дерева или металла, который обтягивается «шкурой»-оболочкой и разбирается на составные элементы. Они быстро складываются, удобны в транспортировке, собираются прямо на берегу и могут перевозиться на любом транспорте, даже на велосипедах.
Такие каяки практически ни в чем не уступают другим моделям, но их не рекомендуется часто использовать в бурной воде. У основной части разборных вариантов нет герметических отсеков, поэтому степень их непотопляемости ниже, чем требуется для переходов по высоким волнам или по горным рекам с крутыми порогами и чересчур активным течением.
Неразборные модели обладают монолитными корпусами, созданными из полиэстера, композитных материалов, стеклопластика, полиэтилена. Их ходовые характеристики лучше, чем у разборных. Такие каяки обычно имеют герметичные камеры для багажа и очень удобные сидения. Они максимально эргономичны, легко управляются, способны набирать довольно большую скорость.
Надувные одноместные каяки похожи на резиновые лодки, но только они длиннее, более узкие и прочные. Для управления таким плавсредством не требуется хорошая физическая сила – оно свободно скользит по водной глади от малейшего толчка. Это практически непотопляемые модели с хорошей грузоподъемностью, которые в спущенном виде без особого труда транспортируются на любые расстояния. В одноместных надувных каяках сиденье находится посередине корпуса. Некоторые модели оснащаются рулевой системой.
По типу применения одноместные каяки делятся на экспедиционные, туристические, прогулочные, морские. Экспедиционные и туристические модели приспособлены к переходам на длинные расстояния, обладают вместительными герметичными отсеками, оснащаются множеством термозащитных элементов. Прогулочные одноместные каяки шире остальных, отличаются повышенной устойчивостью и большим кокпитом. Они идеально приспособлены к отдыху на спокойной водной глади.
Морские одноместные каяки обладают высокими бортами, задранными вверх носовыми и кормовыми частями, плоской декой и увеличенной длиной. Они могут снабжаться парусом, загрузочным люком, рулем, навесным оборудованием. Морские каяки подходят для плаванья по любым пресноводным водоемам за исключением слишком бурных или маленьких рек. Они имеют превосходные ходовые качества и отлично держатся на воде даже при высоких волнах.
Одноместные каяки для спорта, сплава, серфинга, фристайла обладают облегченным коротким корпусом, закругленным или плоским носом, урезанной кормой. Это сверхманевренные лодки, которые от одного гребка способны разворачиваться почти на 180º.
Лидерами рынка на данный момент являются одноместные каяки, изготовленные из полиэтилена или специального пластика. Они производятся с применением инновационных технологий, легко передвигаются по воде и являются доступны по цене.