Полезные советы по фотографированию в путешествии. Часть 3

0
896
views

Если провести эксперимент – попросить начинающего фотографа и достаточно опытного сделать снимок одного и того же места примерно с одной точки. То, посмотрев на фотографии, можно будет с большой уверенностью сказать, какой из снимков принадлежит новичку. Как вы думаете, почему? Ответ – прост. Опытный фотограф, как правило, при построении кадра использует правила композиции. А человеческий глаз привлекают изображения, созданные по определенным законам.

В любой художественной школе преподают основы композиции, а ведь слово «фотография» переводится с древнегреческого – «пишу светом», то есть рисование светом. Так почему же, живописи необходимо учиться, а многие, взяв в руки фотоаппарат, считают, что у них тут же получится шедевр. Я довольно часто встречаю в интернете статьи на тему, что в фотографии нет никаких правил. И что следование каким-либо правилам – это прямой путь к получению шаблонных снимков, а фотография – это искусство. Но, я считаю, что знания лишними не бывают. Одни люди смогут использовать правила композиции для заполнения семейного фотоальбома привлекательными снимками, которые будут с удовольствием рассматривать сами и показывать родным и знакомым, а для других эти знания могут стать отправной точкой для получения действительно великолепных фотографий. Вообще, о композиции написаны целые книги. В этой статье мы с вами рассмотрим правила, которые чаще всего используются в фотографии и наиболее просты для применения.

Золотое сечение

Правило «золотого сечения» известно с древнейших времен, его изучали еще Евклид и Леонардо да Винчи, им пользуются художники. Оказывается, что располагая объект съемки в определенных точках, можно привлекать внимание зрителя. Этих точек четыре и определить их местонахождение можно следующим образом. Мысленно накладываем на фотографию сетку 8х8. В узлах пересечения третьих от каждой стороны линий находятся точки «золотого сечения».

Композиция в фотографии. Правило "золотого сечения"

Правило «золотого сечения»

Правило третей

В фотографии чаще всего используется упрощенное правило «золотого сечения», так называемое правило третей. При этом кадр делится воображаемыми линиями на три равные части по горизонтали и вертикали. Располагая значимые объекты съемки в точках пересечения или вдоль воображаемых линий, вы гарантированно привлечете внимание к снимку.

Композиция в фотографии. Правило третей

Графская пристань. Севастополь. Правило третей

Правило третей, как и правило «золотого сечения», часто применяют при съемке пейзажей. Располагая линию горизонта вдоль одной из линий, делящих кадр, вы с большой долей вероятности получите гармоничный снимок. Вдоль какой линии располагать горизонт зависит от того, что вы ходите выделить на своей фотографии – безбрежную гладь моря или штормовое небо, а может цветочный ковер, уходящий вдаль.

Как фотографировать в путешествиях. Правило третей в пейзаже

Западное побережье Крыма. Правило третей в пейзажной фотографии

Многие современные камеры позволяют включить в видоискателе или на жидкокристаллическом экране фотоаппарата сетку, имитирующую правило третей. Не упускайте возможность пользоваться этой подсказкой. Если во время съемки вам не удалось правильно скомпоновать кадр, не отчаивайтесь. Есть возможность произвести кадрирование на этапе обработки снимка. Инструмент «кадрирование» в Adobe Photoshop содержит сетки, имитирующие не только правило «золотого сечения» и правило третей, но и правило «золотой спирали» и другие. Для фотографов, привыкших обрабатывать RAW-файлы, такие же возможности предоставляет Adobe Lightroom.

Диагонали

Использование диагональной композиции в кадре – один из самых эффективных приемов в фотографии. Суть этого приема состоит в том, что объекты съемки располагаются по диагонали кадра. Различают нисходящие и восходящие диагонали. При этом, композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему считается спокойной или медленной (восходящая диагональ), а противоположная – от левого верхнего к правому нижнему – более динамичной или быстрой (нисходящая диагональ).

Правила композиции в фотографии. Диагонали

Динамичная диагональ. Создается впечатление, что катер несется на огромной скорости

Композиция в фотографии. Диагонали

Заансе-Сханс. Нидерланды. Канал ведет взгляд зрителя к мельнице на заднем плане

Расположите линейные элементы фотографии по диагонали – дороги, тропы, ручейки, ограждения и др., и почувствуете – вас буквально втягивает в снимок.

Как фотографировать в путешествиях. Диагонали

Парк «Кёкенхоф». Нидерланды. Дорожка с цветочными клумбами буквально затягивает в фотографию

Контраст

Когда мы смотрим на фотографию, наш взгляд в первую очередь привлекает самая контрастная часть кадра. Там, где соседствуют яркие, насыщенные, но разные по тону цвета. При этом если цвета на снимке сочетаются друг с другом, возникает цветовая гармония. Старайтесь фотографировать более светлые объекты на темном фоне и, наоборот, темные на светлом. Не снимайте людей на желтом или коричневом фоне, цвет фотографии получится неестественным. По возможности, не используйте пестрый фон, он будет отвлекать внимание зрителя от основного объекта съемки.

Правила композиции. Контраст

Никитский ботанический сад. Крым. Контраст в фотографии

Контраст наряду с «золотым сечением» и диагональной композицией является одним из главных изобразительных элементов в фотографии.

Резкость

Привлекать внимание к главному объекту съемки можно не только с помощью цветового контраста, но и используя эффект малой глубины резкости. Ведь человеческий взгляд безошибочно выделяет наряду с самым контрастным и самый резкий объект в кадре. Используйте максимальное фокусное расстояние, пошире раскройте диафрагму и сфокусируйтесь на объекте съемки. Тем самым вы размоете фон и выделите смысловой центр фотографии. Такой прием очень часто используют при съемке портретов, цветов, макросъемке.

Композиция в фотографии. Резкость

Ирисы. Балаклава. Взгляд привлекает в первую очередь самый резкий объект

Ракурс или точка съемки

Многие начинающие фотографы снимают с высоты собственного роста с уровня глаз. Иногда это оправданно. Но, попробуйте присесть, например, при съемке пейзажа или городских джунглей. И вы увидите, как трава, изгибающаяся под порывом ветра или брусчатка улиц старинных городов, появившиеся на переднем плане, разнообразят ваш снимок. Появится ощущение, что вы – лилипут, попавший в страну великанов. Если же использовать высокую точку съемки, то наоборот, все вокруг будет казаться маленьким, а вы станете гигантом.

Как фотографировать в путешествиях. Точка съемки

Окрестности Большого каньона Крыма. Ощутите себя крохотным

Несколько простых правил для получения гармоничных фотографий:

  • для съемки портрета крупным планом используйте точку на уровне глаз
  • ростовой портрет лучше снимать с уровня пояса
  • фотографируя детей или животных, снимайте с уровня их роста
  • если не преследуете какой-либо художественной цели, держите фотоаппарат на уровне объекта съемки, чтобы избежать искаженных пропорций
  • не располагайте линию горизонта посредине кадра, используйте правило третей

Правила композиции. Ракурс и точка съемки

Рыжик. Портрет. Снимайте животных с высоты их роста

Направление

Мы привыкли читать слева направо (если говорить о европейцах). В таком же направлении наш взгляд скользит и по фотографии, как бы навстречу объекту съемки. Располагая смысловой центр фотографии в правой части кадра, вы создадите более гармоничное изображение.

Правила композиции. Направление

Неизвестная собака. Портрет. Располагайте смысловой центр фотографии с правой стороны

Движение в кадре

Еще один из изобразительных приемов фотографии – показать движение в кадре. Фотография сама по себе статична и способна только заморозить движение в определенный момент. Поэтому необходимо запечатлеть объект именно в тот момент, когда он займет характерное положение, передающее движение. Лучше всего для этого использовать режим серийной съемки.

Как фотографировать в путешествиях. Движение

Амстердам. Нидерланды. Городское движение

Еще один способ передать движение в кадре – использовать технику съемки с проводкой. В этом случае главный объект съемки остается резким, а фон как бы размазывается в направлении, противоположном движению объекта, за счет чего создается эффект движения.

Правила композиции в фотографии. Движение

Проспект Нахимова. Севастополь. Съемка с проводкой

Не забывайте при съемке движущегося объекта, оставлять свободное пространство перед ним. Очень некрасиво смотрится фотография, на которой, например, мотоциклист въехал передним колесом, как в стену, в одну из сторон кадра. Или идущий человек, пинающий, возникшую перед ним, границу фотографии. Старайтесь делать так, чтобы объект съемки как бы входил в кадр, а не выходил из него.

Ритм и структура

Существует мнение, что понятие ритма относится исключительно к музыке. Но, оказывается в фотографии, тоже существует ритм. Оглянитесь вокруг – деревья, растущие в ряд; структура кирпичной кладки стены; волны, накатывающиеся на берег; ряды колонн древних храмов; даже, ступени лестницы. Все они создают своеобразный повторяющийся рисунок. Нужно только уметь разглядеть его, запечатлеть в кадре и фотография «зазвучит». Замечайте не только чередование предметов, но и цветовых контрастов – темное-светлое, или смысловых – твердое-мягкое, тяжелое-легкое. Все ограничивается лишь вашей фантазией и умением замечать интересное в обычных на первый взгляд вещах.

Композиция в фотографии. Ритм и структура

Михайловский равелин. Севастополь. Ритм в фотографии

Равновесие

Наверняка, при взгляде на некоторые фотографии у вас возникало ощущение некого дисбаланса. Как будто на снимке чего-то не хватает или, наоборот, что-то лишнее. Чтобы этого не происходило, старайтесь не размещать все объекты в одной половине кадра. Располагайте объекты в разных частях так, чтобы они соответствовали друг другу по объему, размеру и тону. Если же на этапе съемки этого сделать не удалось, при последующей обработке можно избавиться от пустого пространства, не содержащего смысловой нагрузки, или лишних объектов, путем кадрирования снимка. Как правило, от этого фотография может только выиграть.

Правила композиции. Равновесие в фотографии

Цель любого из правил композиции – создание гармоничного изображения. Но для того чтобы сделать интересную фотографию следует думать сразу о нескольких моментах:

  • о главном объекте съемки
  • о том, как расположить его в кадре относительно других (второстепенных) объектов, используя правила композиции
  • об освещении
  • о времени съемки

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here


CAPTCHA Image
Reload Image