Надувными лодками в наше время никого не удивишь. Но мало кто знает, откуда появились эти лодки. Чья была идея и концепция надувной резиновой лодки. Надувные лодки появились сравнительно недавно. Этому значительно способствовали развитие химической промышленности и изобретение резины. Ведь без нее невозможно даже представить надувную лодку.
![]()
Надувная лодка Томаса Хенкока
Первые подобия надувных лодок появились еще за много веков до нашей эры. Археологами найдены древние изображения людей, переплывающих реку на баллоне с воздухом, который сделан из целиковой шкуры животного. Ему зашивали ротовую полость и другие отверстия. Иногда эти первые «надувные лодки» ошибочно принимают за акваланги.
В 1838 году известный американский ученый Чарльз Нельсон Гудьир провел вулканизацию каучука. Несмотря на то, что это открытие приписывают Гудьиру, существуют современные доказательства, что меcоамериканцы использовали стабилизированный каучук для производства мячей и других объектов ещё в 1600 году до н. э. Через некоторое время после открытия Гудьира уже была создана экспериментальная фабрика, по производству каучука.
В 1839 году Артуром Уэлсли Веллингтоном были созданы и протестированы первые баллоны из резины. Первыми записями непосредственно о надувной лодке принято считать записи Джона Чарльза Фримонта. Он использовал надувную лодку для сплава со Скалистых гор во время исследования Орегонского Пути, который связывал долину реки Миссури с долинами в современном штате Орегон.
Описание лодки Чарльза Фримонта: «Одной из полезных вещей нашего экипажа, была резиновая лодка длинной 18 футов (5,5 м), сделанная в форме каноэ. Борта были сделаны из двух цилиндрических баллонов диаметром 18 дюймов (45 см) и соединены в носовой и кормовой частях. Для увеличения безопасности лодка разделена на 4 независимых отсека. Внутреннее пространство было достаточно большим, чтобы вместить 5-6 человек и большой вес багажа.»
В 1844-1845 году британский морской офицер Питер Халкетт придумал удивительную конструкцию надувной лодки для исследования Арктики. Это была лодка-плащ. Эта лодка была сделана из пропитанной каучуком водонепроницаемой ткани Макинтоша. В специальных карманах хранились части насоса и насадку, чтобы сделать из походной трости весло, а из зонтика можно было сделать парус. Лодки Хаклетта активно использовались в освоении Арктики, а так же для поиска пропавших экспедиций Джона Франклина.

Надувная лодка из плаща

Надувная лодка Хаклетта
В 1848 году генерал инженерного корпуса армии США Джордж Куллум представил надувной резиновый мост, который был использован в Мексикано-Американской войне и позже в Гражданской войне в США.
В 1855 году множество моделей надувных лодок были сделаны кампанией Goodyear в США. Другие более современного вида надувные лодки были выпущены компанией Thomas Hancock в Британии.
ВМС США к 1863 году использовала надувные лодки на кораблях класса Passaic Monitor.

Корабль Passaic Monitor

Корабль Passaic Monitor
В 1866 году 4 человека пересекли Атлантический Океан из Нью-Йорка в Британию на трехбаллоной надувной лодке. В 1900-1910 годах развитие производства резины, позволило производить «круговые» надувные лодки, похожие на современные кораклы. Коракл – судно, похожее на половинку скорлупы грецкого ореха. Они могли использоваться только как плоты и как правило рвались по швам из-за несовершенства производства.

Лодка Коракл
В первой половине 20 века надувные лодки не пользовались особой популярностью. Только к началу Второй Мировой войны, надувные лодки вновь стали активно использоваться. К этому времени качество резины заметно поднялось и надувные плавательные суда приобрели форму надувной лодки. Ткань для лодок стала прочнее, выдерживала перепады температуры, соленую воду, солнце. Немецкие субмарины в боях в Атлантике потопили множество военных и мирных кораблей. Именно в этот период Корабли стали оснащаться надувными лодками в качестве спасательных шлюпок.
На войне надувные лодки показались чрезвычайно полезными. На них перевозили торпеды, снаряды и другие грузы. Надувные лодки позволяли организовывать десантные высадки на мелководье, а компактные размеры лодок позволяли солдатам переносить их по суше. Однако во время войны еще не использовались навесные моторы, и солдатам приходилось грести веслами вручную.
Существенный вклад в развитие надувных лодок внес французский морской офицер Ален Бомбар. Он первым в мире пересек Атлантический океан на надувной лодке под парусом. Его путешествие длилось 65 дней. Он питался пойманной рыбой и выжимал из нее пресную воду. Ален Бомбар в своей книге написал, что не голод и жажда убивают человека в море, а страх.
Кроме своего путешествия на надувной лодке, Ален Бомбар сделал еще одно существенное изобретение. Он предложил установить на резиновую лодку подвесной мотор и жесткий пол. Сейчас жесткий пол в надувной лодке называется пайол.

Ален Бомбар на своей надувной лодке
Ткань ПВХ была изобретена в 50-е годы. Это изобретение значительно ускорило развитие лодочной промышленности. К сожалению, в России лодочная ткань ПВХ появилась сравнительно недавно: после распада СССР. Лодочная ткань в России не производится, а импортируется в основном из Кореи, Китая, Германии.
Ткани HEYTex, которые мы используем для производства лодок ПВХ и надувных катамаранов исключительно немецкого произовдства.
К середине второй половины 20 века надувные лодки из ПВХ уже прочно влились в нашу жизнь. Они стали не только товаром для военных, спасателей, моряков, но и обычные люди стали их приобретать. Надувные лодки ПВХ подходят рыбакам, туристам, путешественникам, да и просто людям, которые хотят отдохнуть на воде.
Помимо ПВХ лодок из ПВХ ткани стали производить множество других видов водного транспорта. Это надувные моторные катамараны и тримараны, и надувные «бананы», «ватрушки», даже целые аквапарки. Например, в России не только в советский период, но и сейчас достаточно популярен надувной парусный катамаран «Простор», который после некоторых модернизаций, действительно остается отличным судном своего класса.
Отдельным классом лодок, являются надувные лодки с жестким дном. Лодки РИБ. Данные лодки отличаются повышенной скоростью и прочностью.

Лодки РИБ stel

Лодки РИБ stel
Источник: http://masterkat.ru/







