Путешествие на Северный полюс с посещением Земли Франца-Иосифа

0
1670
views

Пока большинство моих друзей и участников коммьюнити загорали под августовским солнцем, я смотался в Арктику: до Северного полюса и обратно с посещением Земли Франца-Иосифа по пути. И ничуть не жалею о том, что впервые в жизни попал летом в морозы и метель!

По возвращению я нашел время и написал-таки статью по просьбе знакомого редактора, которую и публикую в полном объеме под катом. Думаю, кому-то будет интересна данная альтернатива пляжному отдыху и пыльным экскурсиям!

Ласковое теплое море в убранстве песчаных пляжей, превосходные комфортные отели, продуманная до мелочей «экскурсионка» по экзотическим местам – вот примерно то, что ожидает от отпуска большинство не только россиян, но и людей во всем мире. Более активные путешественники предпочитают во время отпуска различные сафари, водные виды спорта, приключения в горах и походах.

Однако сейчас я хочу рассказать о совершенном мною путешествии, крайне далеком от традиционных туристических направлений – интересных и популярных, но в то же время стандартных и скучных, когда изъездил вроде бы уже весь мир. И путешествие это – экспедиция на Северный полюс!

С детства меня манил Север – тот самый, с большой буквы. Который ни с чем не спутаешь после командировок в город-герой Мурманск, рассказов родителей об их непростой жизни в Заполярье, северных песен Олега Митяева, книг и фильмов об отважных покорителях Арктики… Разумеется, я не смог отказаться от участия в экспедиции к Северному полюсу нашей планеты!

Первое, что приходит в голову при упоминании крайней северной точки – это холод, льды, айсберги и белые медведи. У некоторых, правда, Арктика ассоциируется еще и с пингвинами, но их здесь никогда не было и не будет, в отличие от еще более холодной и суровой Антарктиды. И, в отличие от Антарктиды, в Арктике нет суши. Ближайшая земля расположена в 900 км от Географического Северного полюса, который лежит в океане среди дрейфующих льдов.

Достигнуть Северного полюса относительно безопасно и по отлаженной схеме в нашем технически продвинутом мире можно одним из двух способов. Первый способ осуществим весной, когда действует временная взлетно-посадочная полоса и база «Барнео» на дрейфующей льдине примерно на 89 градусе северной широты. До «Барнео» осуществляются чартеры на реактивном самолете Ан-74 из аэропорта Лонгиер (архипелаг Шпицберген, Норвегия). От «Барнео» до самого Северного полюса можно добраться либо на лыжах, либо на вертолетах Ми-8, либо комбинируя эти варианты в зависимости от физической подготовки. Созданием и поддержанием проекта «Барнео» занимается экспедиционный центр ассоциации полярников России «Полюс» и российское агентство «Викаар», возглавляемое знаменитым путешественником и исследователем Арктики Виктором Боярским.

Второй способ достижения Северного полюса не менее экзотичен – круиз на российском атомном ледоколе «Ямал», находящемся в доверительном управлении Мурманского морского пароходства. Ледокол, полностью оборудованный и оформленный на время круизов для пассажирских перевозок, фрахтуется специализированным туроператором (американским Quark Expeditions или российским Poseidon Arctic Voyages). Ежегодно проводятся всего пять двухнедельных круизов в период с июня по август. Летнее время выбрано не случайно – лед значительно тоньше и местами тает, ледоколу проще пробить себе путь, да и летняя погода гораздо приятнее суровой зимней и способствует путешествию. Именно вторым способом мне довелось воспользоваться для достижения крайней северной точки планеты.

Теплым солнечным днем нас встретил Мурманск – легендарный город, один из крупнейших в Заполярье, гордо и независимо вздымаясь среди многочисленных сопок на берегу Кольского залива. Час пути от аэропорта – и мы рядом с базой атомного флота, еще на подъезде к которой все мы увидели огромное судно, гордость российского ледового флота – атомный ледокол «Ямал». Практически рядом с «Ямалом» нам посчастливилось увидеть флагман военно-морского флота – авианосец «Адмирал Кузнецов», а также несколько других ледоколов.

После досмотра и оформления документов мы поднялись на судно, и наше путешествие началось! Ледокол отошел от порта под бессмертный марш «Прощание славянки», что добавило немало праздничных эмоций пассажирам, собравшимся на открытых палубах попрощаться с материком на 12 долгих дней.
Первый день пути был полностью посвящен знакомству с атомным ледоколом и его экипажем во главе с капитаном, которые являются истинными профессионалами своего дела, управляя одним из самых уникальных и сложнейших судов в мире. Осмотрев все палубы, машинное отделение, ЦПУ, навигационный мостик, вспомогательные помещения, оба вертолета и многое другое, все мы остались под сильным впечатлением от технической мысли человека, создавшего такое грандиозное и надежное судно. Мощность силовой установки – 75000 лошадиных сил! На ледоколе установлены два ядерных реактора, обеспечивающих пар для турбин. Судно приводится в движение за счет вращения трех огромных гребных винтов, и способно преодолевать самый толстый лед, поскольку ледокол был спроектирован для зимнего обеспечения северных морских путей России. На ледоколе установлен современный спутниковый навигационный комплекс и все необходимые средства связи, включая факс и электронную почту.

Одним из обязательных условий для ледоколов в северных морях является наличие на нем вертолета. На «Ямале» их было целых два! Небольшой Ми-2, находящийся в трюме, предназначен для поисково-спасательных работ и был всегда готов к срочному вылету. Вертолет среднего класса Ми-8, расположенный на специальной площадке на корме, используется в основном для перевозки пассажиров – катаний вокруг ледокола и высадок на сушу и льды. Доблестные вертолетчики – два экипажа и инженерный состав одной из российских авиакомпаний на протяжении всех круизов с честью выполняют эти непростые авиационные работы с борта ледокола, требующие высочайшего мастерства и надежности техники.

Для нас особенно приятным был тот факт, что этот ледокол российский. Как известно, другие страны не сумели достичь подобных успехов в области строительства и эксплуатации ледоколов.

На борту помимо около 90 туристов из различных стран (в нашем круизе преобладали немцы и русские) было почти 200 человек экипажа и обслуживающего персонала.

Все пассажиры прошли инструктаж по поведению на ледоколе и вертолетах, при высадках на суше и льдах, по использованию спасательных средств, также была проведена учебная шлюпочная тревога.

И немного о комфорте и организации досуга – организаторы экспедиции оказались на высоте! Ресторан на ледоколе работал превосходно, предлагая пассажирам изысканные блюда и напитки. Впрочем, первоклассная столовая для экипажа не намного уступала пассажирскому ресторану по качеству питания и обслуживания. Постоянно работали обе сауны, бассейн с морской водой, тренажерный зал. Каждый вечер две очаровательные девушки на скрипке и пианино для нас играли живую классическую музыку.

В лекционном зале каждый день ученые, которых было несколько среди участников экспедиции, проводили лекции на самые различные темы, касающиеся истории и исследований Арктики, Антарктиды, полярных животных и птиц, глобального потепления и много другого с показом уникальных слайдов. Экспедиционным лидером был Виктор Боярский, один из самых известных полярных исследователей, слушать увлекательные рассказы которого можно бесконечно!

В уютном баре царила непринужденная атмосфера, располагая к общению с интересными людьми и практике в иностранных языках. В один из первых дней путешествия проводилось даже театрализованное зрелище на открытой палубе – вручение капитану ледокола Владыкой морей ключей от Арктики, после чего был веселый пикник с танцами.

Кроме того, на нашем ледоколе было разрешено присутствие пассажиров на навигационном мостике в любое время, что является редкостью даже для круизных судов.

На второй день пути по Баренцеву морю мы подошли к архипелагу Земля Франца-Иосифа. На подходе к этой крайней северной суше (80 градусов северной широты) стали встречаться первые ошеломляющие своей красотой айсберги, которые ледокол величественно обходил, чтобы не тревожить пассажиров лишней тряской, возможной после столкновений с ними. Сам архипелаг покрыт многолетними паковыми льдами, вулканическими горами и ледниками. К сожалению, в этот и последующий дни с погодой нам не повезло – туман и сильный ветер исключили высадку на мыс Флора, где в суровых условиях растут красивейшие северные цветы. Высадки обычно проводятся на специальных моторных лодках «Зодиак», если спокойное море, либо на вертолете Ми-8, который способен брать до 22 пассажиров.

Кстати, Земля Франца-Иосифа (этот архипелаг принадлежит России) до сих пор является малоисследованной, и была открыта лишь в 1873 году. Впоследствии многочисленные смелые экспедиции использовали архипелаг по пути к Северному полюсу, но большинство этих попыток были трагичны – крайне суровые условия выживания не давали людям права на ошибки…

Наш ледокол, двигаясь на север, прошел мимо островов и бухт архипелага, оставляя возможность понаблюдать с борта ледокола на красивейшие ледники, вулканические плоскогорья и многочисленные айсберги. Встречались и моржи, очень органично вписываясь в окружающие пейзажи с ледяными куполами, подсвеченными солнцем, и арктические чайки. Что же, на обратном пути мы обязательно вернемся сюда, чтобы совершить высадку!

Через пару дней мы покинули архипелаг и, наконец, вошли во льды!

Ощущения, возникающие у всех находящихся на борту при продвижении во льдах, сложно описать. Постоянно чувствуется вибрация, шум и удары, возникающие при ломке толщи паковых льдов (до 4 метров!) огромной массой ледокола, и удары порой совсем неслабые… А зрелище с бака ледокола! Когда всего в десятке метров от тебя вздыбливаются многотонные льдины, фейерверком осыпая все вокруг сверкающими на солнце осколками воды…

Когда установилась подходящая погода, было устроено катание на вертолете. Это незабываемые ощущения – когда большая крылатая машина совершает несколько кругов рядом с ледоколом, затем зависает надо льдами и производит высадку членов экспедиции, а после забирает их обратно на ледокол!

Вокруг, куда ни кинь взгляд – ледяные поля. С подтаявшими местами лужицами, и с проходящими мимо медведями. Да-да, белые медведи тут явно чувствуют себя дома! Гуляют вокруг ледокола, который останавливается, давая членам экспедиции вдоволь насмотреться на белых хозяев Северного полюса. Типичное зрелище представляет собой медведица, за которой идет пара маленьких медвежат, точь-в-точь повторяющих движения белой пушистой мамы! Некоторые самые смелые подходили прямо к борту, с интересом наблюдая за большой черно-красной махиной, на которой где-то высоко так много непонятных двуногих существ. Мне показалось, что изучаем больше не мы их, а они нас… Долго любоваться медведями, увы, не способствовала погода – 5 градусов ниже нуля усугублял сильный ветер, снег и метель, которые часто сопровождают лето в окрестностях Северного полюса.

И вот наступил торжественный седьмой день экспедиции – мы почти рядом с Полюсом! Все пассажиры собрались наверху – кто на мостике, кто на смотровой площадке. Каждый с замиранием сердца смотрел на дисплеи навигационной системы, где по показаниям GPS-приемника позиционировались координаты ледокола. Полчаса ювелирной работы капитана и его помощников – и вот долгожданные координаты! Ровно 90 градусов северной широты и даже ровно 0 градусов долготы! Все по нулям – мы на вершине мира! Эмоции вырывались наружу в виде поздравлений другу друга, криков ура, хлопков открываемого шампанского и даже слезы радости у некоторых пожилых немцев. Эйфорию невозможно передать в словах – наверняка на Северном полюсе особое энергетическое поле, которое во много раз усиливало ощущение нахождения в столь уникальной точке нашей планеты.

Где-то здесь совсем недавно опускали знаменитый российский батискаф с «Академика Федорова», путь которому пробивал брат-близнец «Ямала» – ледокол «Россия». Сюда стремились сотни путешественников и исследователей за последние пару столетий, из которых дошли лишь немногие… По некоторым данным, на Северном полюсе побывало всего около 12000 человек, включая круизы и экспедиции последних лет. Крайне маленькое число, и как приятно ощущать себя среди избранников судьбы, которым даровано это приключение!

Тем временем уже вовсю шли приготовления к пикнику на окружающих нас льдах. Меры предосторожности не были забыты – по периметру стояла вооруженная охрана, чтобы охранять нас и покой белых медведей. После торжественного митинга все взялись за руки и совершили традиционное кругосветное путешествие вокруг Полюса, обозначенного символическим шестом с указанием 90 градусов серверной широты и расстояниями до столиц стран мира. Вокруг были установлены флаги тех стран, граждане которых участвовали в нашей экспедиции. Далее мы отведали вкуснейшие шашлык и барбекю, поучаствовали в веселых танцах под музыку и посмотрели на купание самых смелых членов экипажа и экспедиции в водах Северного ледовитого океана!

Как ни жаль было покидать это уникальное место, но через несколько часов был дан сигнал к отходу. Быстрые сборы – и гордый красавец «Ямал» снова в пути, уже гораздо быстрее пробираясь по своему же каналу на юг.

Пару дней пути – и вот мы снова у Земли Франца-Иосифа. Первым делом ледокол зашел в бухту Тихая. Здесь, подойдя почти вплотную к скале Рубини, мы увидели многочисленные гнезда полярных птиц и их тысячные колонии.

Затем, рассмотрев среди громадных ледников покинутую исследовательскую станцию, было принято решение совершить высадку на вертолетах. Группами нас доставили на берег, и мы провели пару часов на каменистом берегу среди полуразрушенной временем полярной станции Георгия Седова. Это легендарный исследователь Заполярья, который на судне «Святой Фока» дошел до Земли Франца-Иосифа и основал здесь советскую полярную станцию в 1929 году. Она просуществовала до 1956 года, и с тех пор официально закрыта, однако изредка на ней останавливались небольшие экспедиции и исследователи. Грустное и вечное зрелище представляют собой заброшенные людские постройки, оставленная навсегда техника и мемориальные кресты, установленные первым героическим исследователям Арктики, совершившим настоящий подвиг…

Следующей точкой нашего путешествия являлся остров Чамп. Это место знаменито своими необычными камнями почти идеально круглой формы самых различных размеров. Берег и подножие ледника, находящегося рядом с базальтовым плоскогорьем, были просто усыпаны этими камнями, некоторые из которых превышали человеческий рост. Потрясающая красота увиденного заставила многих в очередной раз влюбиться в Север… А напавшие на некоторых членов экспедиции птицы поморники вынудили даже отбиваться камерами и покинуть некоторые места плато, где, скорее всего, находились гнезда этих хищных птиц. Под ногами пробивались сквозь камни крайне жизнелюбивые цветы. Откуда-то сверху с ледника текла небольшая горная речка, как напоминание о коротком северном лете.

И вот мы на обратном пути в Мурманск. Пара оставшихся дней прошла в общении друг с другом, обмене впечатлениями и подведении итогов путешествия. Мы покидали место, где царит вечность, где время течет иначе, где Полярная звезда зависла в зените, где нет сторон света и нет тех проблем, в которых сейчас живет человечество. Мы словно побывали в ином измерении.

Участники экспедиции увозили с собой множество великолепных фотографий и редких видеосъемок, и каждый оставил взамен в Арктике частицу своей души.

Источник: https://ru-travel.livejournal.com/

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here


CAPTCHA Image
Reload Image